В
силу хода исторических событий, еврейский народ был разбросан по всему
миру. Терпя гонения и несправедливость, евреи боролись за жизнь и за право
соблюдать традиции предков. Поводом к большинству еврейских восстаний
стали запреты религиозного толка. Вероятно, что именно благодаря традиции,
евреи сохранились сами и сохранили свою древнюю культуру.
Не
имея своего государства, евреи образовывали общины в странах изгнания.
Еврейский народ сохранился благодаря соблюдению своих традиций. В
древности понятия нерелигиозный еврей не имело места. Отход человека от
веры, как правило, означал отход от общины, что вело, в конечном счете, к
ассимиляции. К двадцатому веку отношение к еврейскому народу изменилось.
Отказаться от еврейства, как в древности, стало невозможно. В это время
евреи поднялись на высоты науки, занимали высокие посты в правительствах и
армиях. Многие делали все, чтобы ассимилироваться и быть как все, но
окружающие народы не признавали этого. Учитывая горькие последствия второй
мировой войны, мировое сообщество позволило создать государство Израиль.
До создания государства Израиль, в 1948 году, основной упор общин диаспоры
делался на сохранение еврейского образования в диаспоре. После образования
государства Израиль, еврейские общины захлестнули волны репатриаций.
Еврейские организации всячески способствовали эмиграции. Несмотря на волны
антисемитизма, не все евреи вернулись на землю обетованную. Многие
остались в диаспоре. Не желая утратить свое духовное наследие, общины
сохранили свое влияние и свою структуру. Еврейское образование и традиция
не были потеряны для тех, кто остался жить в изгнании.
Евреям
России, а впоследствии Советского союза, всегда было не легко, как
впрочем, и всем (другим) народам, попавшим под советскую власть. После
создания государства Израиль, были учреждены различные еврейские
организации, как светские так и религиозные. Религиозное хасидское течение
ХАБАД ЛЮБАВИЧ не прекращало своей деятельности даже при советской власти.
Работая вне закона, под страхом смерти, они сохранили еврейство в наших
отцах и дедах. Примечательно и то, что главы именно этого течения первыми
обязали свои общины помогать и поддерживать нерелигиозных евреев, которых
становилось все больше, в то время как другие не считали их вовсе евреями.
После
падения железного занавеса и распада СССР многие еврейские организации
пришли на постсоветское пространство. Первоочередной целью было
возрождение еврейства и предоставление евреям возможности
репатриироваться. Начали открываться детские сады, школы, духовные
семинарии, летние лагеря, различные образовательные центры и программы.
Приоритетной целью многих проектов была репатриация. В 2000 году в Израиль
приехал миллионный репатриант из бывшего Советского союза. Так закончился
для советского еврейства двадцатый век.
Время
шло, и поток эмигрантов снизился. Значительная часть евреев осталась жить
в странах своего рождения, не желая бросать то, к чему они привыкли и где
выросли они, их родители и дети. Общины пришли к выводу, что пришло время
налаживать долгосрочную основу для дальнейшего развития российского
еврейства. Будущим любого общества является молодежь, именно на нее и
сделала основную ставку Федерация еврейских общин России. Современная
еврейская молодежь в России не против своего многовекового наследия, но
молодые люди хотят достойно жить и занимать заслуженное место в светском
обществе. Острая нехватка грамотной и “подкованной” в еврейском смысле
молодежи ощущается сегодня повсеместно. В СНГ работают сегодня, в
основном, посланцы из общин других стран. Они неплохо выполняют свои
миссии, но все же это не их страна. Создание международного института в
Москве поможет воспитать молодежь в традиционном ключе, подготовить
специалистов, которые смогут занять места в местных общинах и стать
надежной опорой своих общин. Еврейский международный институт в Москве,
при правильной расстановке приоритетов, может добиться значительных
результатов. С его помощью можно адаптировать молодых людей к современным
условиям жизни, сохранив древнейшую культуру и традицию еврейского народа.
Еврейский институт поможет научить студентов любить, ценить и понимать
свою культуру, а не только пользоваться ею.
|