Международный Институт XXI Века
Логика
Календарно-тематический планпрограммы по предмету
Тематический план программы по предметуЛогика
Тема 1. Предмет и значение логики. Мышление как предмет изучения логики. Мышление и язык. Понятие логической формы мышления. Логика и психология. Логика и лингвистика. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Овладение логикой необходимое условие повышения культуры мышления.
Тема 2. Основные этапы развития логики. Софистика. Опровержение Аристотелем софистических аргументов. Вклад Аристотеля в становление логики как науки. Роль стоиков в развитии логики. Развитие логики в эпоху средневековья. Достижения в развитии логической мысли в Новое время (Логика Пор-Ройяля, индуктивная логика Ф.Бэкона). Становление математической логики. Логика символическая и традиционная.
Тема 3. Логическое учение о понятии Понятие как форма абстрактно-логического воспроизведения действительности в голове мыслящего субъекта. Понятие и представление. Признаки, их виды (общие и отличительные, существенные и несущественные, основные и производные, необходимые и случайные). Понятие как фиксация существенных признаков предметов. Простые и сложные понятия. Основные методы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Содержание понятия. Объем понятия. Закон обратного соотношения содержания и объема понятия. Виды понятий (основания классификации). Регистрирующие (закрытые) и не регистрирующие (открытые) понятия. Пустые и непустые понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Абсолютные и относительные понятия. Сравнительные понятия. Собирательные понятия. Положительные и отрицательные понятия. Формальнологические отношения между понятиями по содержанию и объему и их изображение с помощью кругов Эйлера. Равнозначные понятия. Абсолютно различные (диспартные) понятия. Частично совпадающие по объему понятия. Соединимые и несоединимые понятия. Зависимые понятия. Логические операции с понятиями (обобщение, ограничение, определение, деление понятий).
Тема 4. Логическое учение о суждении. Субъектно-предикатная структура мысли. Логическая форма суждения. Суждение и предложение. Субъект суждения. Предикат суждения. Сущность предикации, роль связки есть в предикации. Простые и сложные суждения. Суждения свойства (атрибутивные). Суждения отношения. Суждения существования. Простые категорические атрибутивные суждения, их деление по качеству и количеству. Объединенная классификация по качеству и количеству. Трактовка единичных суждений. Распределенность терминов в простых категорических атрибутивных суждениях. Логический квадрат. Отношения подчинения, противоречия, противоположности и подпротивности, их анализ. Деление суждений по модальности. Виды модальностей (логические, каузальные, эпистемические, оценочные, нормативные, временные).
Сложные суждения. Соединительные (конъюнктивные) суждения. Разделительные (дизъюнктивные) суждения. Условные (импликативные) суждения. Исключающая и неисключающая дизъюнкция.
Тема 5. Основные формальнологические законы. Понятие логического закона. Практическая обусловленность логических законов. Закон тождества в традиционной (аристотелевской) и современной формулировке. Познавательное значение закона тождества. Закон противоречия в традиционной и современной формулировке. Понятие формальнологического противоречия. Парадокс. Антиномия. Требование логической непротиворечивости важнейшее требование, предъявляемое к интеллектуальной деятельности. Закон исключенного третьего в традиционной и современной формулировке. Границы справедливости закона исключенного третьего. Специфика действия закона исключенного третьего при наличии неопределенности в познании. Закон исключенного третьего и рассуждения от противного. Закон достаточного основания в традиционной и современной формулировке. Средства, используемые для выполнения требования достаточного основания. Роль основных формальнологических законов в процессе познания и коммуникации.
Тема 6. Непосредственные умозаключения. Понятие умозаключения. Структура умозаключения. Посылки и заключение. Правильные и неправильные умозаключения. Умозаключение как переход от утверждений основания к утверждению следствия. Непосредственные (одно-посылочные) умозаключения. Непосредственные умозаключения, основанные на отношении суждений по логическому квадрату (умозаключения подчинения, противоречия, противоположности и подпротивности). Умозаключение обращения. Умозаключение превращения. Умозаключение противопоставления предикату. Умозаключение противопоставления субъекту. Умозаключение объединенного противопоставления субъекту и предикату. Умозаключения модальности, итерация и суперпозиция модальностей.
Тема 7. Простой категорический силлогизм. Понятие простого категорического силлогизма. Больший, меньший и средний термины силлогизма. Большая и меньшая посылки. Фигуры силлогизма. Модусы силлогизма. Первая фигура простого категорического силлогизма. Правильные модусы первой фигуры. Ослабленные модусы. Вторая фигура простого категорического силлогизма. Правильные модусы второй фигуры. Ослабленные модусы. Третья фигура простого категорического силлогизма. Правильные модусы третьей фигуры. Четвертая фигура простого категорического силлогизма. Правильные модусы четвертой фигуры. Ослабленный модус. Сведение модусов второй, третьей и четвертой фигур к модусам первой фигуры. Общие правила простого категорического силлогизма. Основания выведения заключения в простом категорическом силлогизме. Правила фигур простого категорического силлогизма.
Тема 8. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы. Общая характеристика сокращенных, сложных и сложносокращенных силлогизмов. Энтимема, ее виды (энтимема с пропущенной большей, меньшей посылкой или заключением). Особенности энтимемы в связи с фигурами простого категорического силлогизма. Способы превращения энтимемы в полный силлогизм. Полисиллогизмы. Прогрессивный полисиллогизм. Регрессивный полисиллогизм. Сорит. Прогрессивный (гоклениевский) и регрессивный (аристотелевский) сорит. Сорит Милля. Эпихейрема, способы ее построения.
Тема 9. Разделительный, условный, условно-категорический и условно-разделительный силлогизмы. Разделительные (дизъюнктивные) силлогизмы, их модусы. Модус, утверждающий посредством отрицания (modus tollendo ponens). Модус, отрицающий посредством утверждения (modus ponendo tollens). Правила построения разделительного силлогизма. Условные силлогизмы, их виды. Чисто условный силлогизм, его модусы. Условно- категорический силлогизм, его модусы (modus ponens, modus tollens). Неправильные модусы условно-категорического силлогизма. Абдукция. Условно-разделительные силлогизмы. Дилемма. Простая конструктивная дилемма. Простая деструктивная дилемма. Сложная конструктивная дилемма. Сложная деструктивная дилемма. Правила построения условно-разделительных силлогизмов.
Тема 10. Правдоподобные рассуждения. Индукция и аналогия. Общая характеристика правдоподобных рассуждений. Индуктивные умозаключения. Логическая природа индукции. Определение индукции как движения мысли от частного к общему. Виды индукции. Полная индукция. Неполная индукция. Виды неполной индукции (индукция популярная или через простое перечисление, индукция через анализ и отбор фактов). Условия, увеличивающие степень достоверности выводов по неполной индукции. Научная индукция. Проблема репрезентативности выборки из генеральной совокупности. Исключающая индукция. Индуктивные методы установления причинно-следственных связей (метод существенного сходства, метод существенного различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков). Умозаключения по аналогии. Сущность аналогии. Виды аналогии (аналогия свойств и отношений). Вероятностный характер выводов по аналогии, пути повышения степени ее достоверности. Нестрогая аналогия. Ложная аналогия. Познавательное значение аналогии.
Тема 11. Логические методы научного мышления. Методы классификации объектов исследования. Некоторые общие черты классификации. Виды классификаций (таксономическая и мереологическая). Классификация в широком и узком смысле слова. Классификация предметов по наличию и отсутствию признаков. Классификация предметов по видоизменению признака. Классификация по разным основаниям (соразделение). Абстрагирование и обобщение. Сущность процесса абстрагирования. Основные виды абстракции. Изолирующая (формальная) абстракция. Абстракция отождествления. Конструктивизирующая абстракция. Идеализирующая абстракция (идеализация). Абстракции бесконечности и осуществимости. Гипотеза, ее роль в научном мышлении. Правила выдвижения гипотез (обоснованность, непротиворечивость, объяснительная и предсказательная функции, простота). Правила проверки гипотез, Гипотетико-дедуктивный метод, Познавательное значение гипотезы.
Тема 12. Логика вопроса. Познавательные ситуации, в которых задаются вопросы. Вопрос как запрос на недостающее знание. Структура вопроса. Предпосылка вопроса. Понятие корректного и некорректного вопросов. Виды вопросов (открытые и закрытые вопросы, что-вопросы, ли-вопросы, сколько-вопросы). Причины, по которым вопросы оказываются некорректными. Грамматически некорректные вопросы. Семантически некорректные вопросы. Недоопределенные (многозначные) вопросы. Вопросы, связанные с сокрытием ложности их предпосылки. Тавтологические (логически или фактически) вопросы. Некорректные ответы на поставленные вопросы. Уловка многих вопросов как разновидность некорректного вопроса.
Тема 13. Логические основы теории аргументации и искусства полемики. Понятие доказательного (аргументированного) мышления. Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация. Требования, предъявляемые к тезису. Требования, предъявляемые к аргументам. Виды аргументов (удостоверенные единичные факты, определения как аргументы, аксиомы и постулаты, общепринятые мнения, ранее доказанные положения как аргументы доказательства). Требования к демонстрации. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство. Апагогическое доказательство (от противного). Понятие опровержения. Ошибки в демонстрации (ошибки избыточного и недостаточного доказательства, аргумент к личности, аргумент к толпе, аргумент от сказанного с условием к сказанному в безусловном смысле, аргумент от сказанного в разделительном смысле к сказанному в собирательном смысле и наоборот, круг в аргументации). Софизмы и паралогизмы. Понятие спора (полемики, дискуссии). Виды спора. Сосредоточенный спор. Бесформенный спор, Простой и сложный спор. Устный и письменный спор. Спор для проверки истины. Спор для убеждения слушателей. Спор ради победы над оппонентом. Уловки в споре: позволительные и непозволительные. Уловка отсроченного ответа. Непозволительные уловки (довод к власти, хамский аргумент, палочные доводы, доказательство в кредит, психологическая уловка ставка на ложный стыд , дамский аргумент). Этические нормы ведения честной полемики.
Рекомендуемая литература
Анисов А.М. Логика. М.. 2002. Берков В.Ф. и др. Логика: логические основы общения. Учебное пособие для вузов. М., 1994. Берков В.Ф. и др. Логика: логические основы общения. Хрестоматия. М., 1994. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. М., 1992. Ивин А.А. Логика. Учебник для вузов. М.. 1999. Ивлев Ю.В. Логика. Учебник для вузов. М., 2003. Кузина Е.Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. Учебное пособие для вузов. МГУ, 2000. Ледников Е.Е. Логика. Учебное пособие для педвузов. М., 1993. Малахов В.П. Основы формальной логики. Учебное пособие для юристов. М., 1999. Никифоров А.Л. Книга по логике. М., 1997. Поварнин С.И. Искусство спора. М., 1992. Яскевич Я.С. Аргументация в науке. Минск, 1992.
Доктор философских наук, Профессор Ледников Е.Е.
|