Международный
Институт XXI Века
Информационным
Системам в Экономике
Программа дисциплины
МОСКВА 2005
1.
Аннотация
Программа отражает основные требования к
подготовке студентов по информационным системам и технологиям в
экономике. В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать теоретические основы
построения информационных систем и основы информационных
технологий, их методы и программно-технические средства, возможности и
принципы использования современных информационных технологий в
экономике, управлении, учете, финансовой и коммерческой деятельности;
получить практические
навыки работы на персональном компьютере, в локальных и глобальных
сетях, в том числе в Интернете, с использованием современных
информационных технологий;
уметь использовать
средства современных информационных технологий для решения
экономических, учетных и управленческих задач;
иметь представление о
перспективах развития информационных систем и технологий.
Дисциплина
изучается в течение двух семестров. Общий объем дисциплины 128 часов, из
них 34 часа отводится на лекции и 94 часа на практические занятия. По
дисциплине должна быть выполнена Курсовая работа. Тема работы должна
быть предложена студентом, исходя из собственных профессиональных
интересов, обсуждена с преподавателем и утверждена Заведующим кафедрой.
Желательно, чтобы Курсовая работа была направлена на решение
практических задач. Текущий контроль осуществляется по результатам
выполнения контрольных заданий. Итоговая форма контроля экзамен в
конце каждого семестра.
2.
Тематический план изучения дисциплины
№ |
Наименование темы |
Объем,
час. |
В том числе, час. |
Лекции |
ПЗ |
-
1.
|
Введение в
информационные системы и технологии |
=SUM(right) 2 |
2 |
0 |
-
2.
|
Программно-технические средства
реализации информационных технологий в экономике |
=SUM(right) 2 |
2 |
0 |
-
3.
|
Создание и
обработка текстовых и табличных документов |
=SUM(right)
32 |
8 |
24 |
-
|
Применение Outlook в
информационных системах |
=SUM(right) 20 |
4 |
16 |
-
|
Информационные системы и технологии в решении управленческих и
экономических задач |
=SUM(right) 8 |
4 |
4 |
|
Итого в
пятом семестре |
=SUM(ABOVE) 64 |
=SUM(ABOVE) 20 |
=SUM(ABOVE) 44 |
|
-
4.
|
Организация
баз и банков данных в экономике |
=SUM(right) 32 |
8 |
24 |
-
6.
|
Сетевые
информационные технологии в экономике |
=SUM(right) 32 |
8 |
24 |
|
Итого в
шестом семестре |
=SUM(ABOVE) 64 |
=SUM(ABOVE) 16 |
=SUM(ABOVE) 48 |
|
Всего по
дисциплине |
128 |
34 |
94 |
3.
Содержание программы
Тема 1. Введение в информационные
системы и технологии
Современное
состояние. Понятие информационных систем и информационной технологии.
Этапы развития информационных технологий. Новые информационные
технологии и их составляющие. Бизнес-офис. Информационные технологии в
офисе. Классы решаемых задач. Типовые офисные работы.
Информационное обеспечение офисных работ.
Тема
2. Программно-технические средства реализации информационных технологий
в экономике
Основные производители ИС.
Функциональные, типовые, проблемно-ориентированные и интегрированные
пакеты в различных сферах бизнеса. Текстовая, табличная, графическая
обработка при создании документов. Накопление и хранение информации.
Базы и банки данных. Средства статистической обработка информации.
Коммуникации. Компьютерные сети. Электронная почта. Удаленный доступ к
базам данных.
Internet и
Intranet.
World Wide Web.
Рабочие станции, автоматизированные рабочие места (АРМ). АРМ экономиста,
менеджера, бухгалтера. Экспертные системы и системы поддержки принятия
решений. Экономические автоматизированные информационные системы
Гипертекстовые и мультимедийные технологии.
Тема 3. Создание и обработка
текстовых и табличных документов
Состав и назначение пакета
Microsoft Office.
Текстовый процессор Word. Операционная среда и функции Word. Обращение к
встроенной справочной системе. Форматирование, стили и шаблоны.
Редактирование таблиц, вычисления в таблицах. Оглавления, указатели,
перекрестные ссылки. Составление типовых документов. Главный документ,
структура документа. Макросы, панели инструментов, технология
automation.
Применение Word
в информационных системах.
Табличный процессор Excel. Назначение и область применения табличных
процессоров. Обращение к встроенной справочной системе. Форматирование,
автоформатирование, условное форматирование. Встроенные функции и
функции пользователя. Графические возможности, построение схем, графиков
и диаграмм. Редактирование диаграмм. Консолидация, итоги, структуры.
Элементы управления на рабочем листе. Разработка форм. Применение
Excel
в информационных системах. Макросы, основы применения
VBA,
технология
automation.
Тема 4. Организация баз и банков данных
в экономике
Система управления базами данных Access.
Общие сведения о системе. Функции и состав системы. Средства
графического интерфейса. Организация баз данных. Защита баз данных.
Справочная система. Создание и ведение баз данных. Обновление
содержимого таблиц. Реструктурирование. Упорядочение записей. Запросы на
поиск, обработку, ведение баз данных. Перекрестные запросы. Формы и
отчеты. Разработка интерфейсов. Конструирование сложных форм.
Графическое представление информации. Макросы и программировании в среде
Access. Программные модули. Язык структурированных запросов SQL.
Тема 5.
Информационные технологии в решении управленческих и экономических задач
Искусство и наука в организационном
управлении. Операционное исследование и его этапы. Эффективность,
показатели и критерии эффективности. Классификация задач принятия
решения. Задачи управления запасами и ресурсами. Транспортные задачи.
Задачи сетевого планирования и управления. Задачи массового обслуживания
и производственного планирования. Финансовые задачи. Методы
решения задач. Компьютерные технологии в принятии решений. Возможности
решения экономических и управленческих задач в пакете Excel. Обработка
данных, поиск решения.
Сущность метода имитационного
моделирования. Моделирование случайных величин и событий. Порядок
разработки имитационных моделей для реализации на персональном
компьютере. Использование метода имитационного статистического
моделирования для решения слабоформализуемых управленческих задач.
Примеры разработки моделей управления запасами и массового обслуживания
на языке объектно-ориентированного визуального программирования.
Правовые информационные системы и
технологии. Юридические справочные системы.
Тема 6. Сетевые информационные
технологии в экономике
Понятие ЛВС. ЛВС как массовые
компьютерные системы. Возможности ЛВС. Основные типы ЛВС. Топология ЛВС.
Методы доступа, архитектура связи и протоколы передачи данных.
Аппаратное обеспечение ЛВС. Серверы. Рабочие станции. Коммуникационное
оборудование. Передающие среды, структурированная кабельная система.
Обеспечение безопасности и надежности. Устройства бесперебойного
питания. Типовые структуры ЛВС. Сетевые операционные системы.
Операционные системы рабочих станций. Корпоративные ЛВС.
Принципы организации ЛВС на базе MS
Windows NT. Архитектура клиент-сервер. Организация сетевых ресурсов
общего доступа. Принципы разделения ресурсов. Разделяемые диски, папки и
файлы. Папка обмена. Электронная почта. Диалог в сети.
Средства диалога.
Понятие глобальной вычислительной сети.
INTERNET. Компоненты сети. Адресация компьютеров. Доменные имена.
Понятия узел, сайт, хост, интернет-сервер и др. Программное обеспечение
сетей и их компонентов. Поставщики услуг (провайдеры) INTERNET.
Основные службы INTERNEET. Служба передачи файлов
FTP (File Transfer Protocol).
Электронная почта
E-mail, почтовый протокол
SMTP (Simple Mail Transport Protocol).
Работа с удаленным компьютером
(терминальный доступ) Telnet. Конференции
Usenet.
Поиск информации через гипертекстовую систему Web.
Web-броузеры.
Программы Netscape
и Internet Explorer.
Работа с броузерами.
World Wide Web
как подсеть
INTERNEET. Основы создания
Web-страниц. Планирование Web-узла. Язык гипертекстовой разметки
документов HTML (Hypertext markup language). Структура документа HTML.
Создание Web-страниц при помощи текстового редактора. Форматирование
Web-страницы. Вставка графических изображений, вставка гипертекстовых
ссылок. Реклама Web-узла. Создание Web-страниц в Word 2003.
Специализированные средства создания Web-страниц. FrontPage 2003.
Тема 7. Применение
Outlook
в корпоративных информационных системах
Основные функции управления и их
технологическое обеспечение в
Outlook.
Построение локализованных информационных систем на основе
Outlook.
Разработка интерфейсов. Создание и публикация пользовательских форм.
Тестирование пользовательских форм. Отправка пользовательской формы с
элементом Outlook.
Объектная модель
Outlook,
макросы и основы программирования. Создание форм, стандартных элементов
и элементов управления программными средствами. Проект
ThisOutlookSession.
События и их обработка. Технология
automation.
Outlook
как основной клиент
Exchange Server.
Личные и Общие папки. Сохранение информации в Общих папках. Публикация
пользовательских форм в Общих папках. Получение информации о занятости
сотрудников. Проведение телеконференций в корпоративной сети. Вызов
сотрудников на сетевые совещания. Обсуждение в сети. Обмен сообщениями и
мгновенными сообщениями в среде
Outlook.
Литература
1.
Компьютерные технологии
обработки информации: Учеб. пособие/ С.В. Назаров, В.И. Першиков, В.А.
Тафинцев и др.; Под ред. С.В. Назарова.- М.: Финансы и статистика,
1995.-248 с.: ил.
2.
Пакеты программ офисного
назначения: Учеб. пособие/ С.В. Назаров, Л.П. Смольников, В.А. Тафинцев
и др.; Под ред. проф. Назарова - М.: Финансы и статистика, 1997.- 320
с.: ил.
3.
Варфоломеев В.И., Назаров
С.В. Практикум по пакетам прикладных программ: Учеб. пособие / Под ред.
С.В. Назарова - М.: Хронограф, 1998.- 128 с.
4.
Практикум по пакетам
прикладных программ/ В.И. Варфоломеев, П.П. Мельников, С. В. Назаров и
др., Под ред. С. В. Назарова - М.: Финансы и статистика,1999.-192 с.
5.
Информационные системы в
экономике: Учебник / Под ред. Проф. В.В. Дика М.: Финансы и статистика,
1996. 272 с.
6.
Карминский А.М., Нестеров
П.В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997. 416 с.
7.
Падвик Г. Использование Microsoft Outlook
2002. Специальное издание. М.: Вильямс, 2002. 822.
8.
Byrne R. Building applications with Microsoft Outlook. Version
2002. Microsoft Press. 878
с.
9.
Kent Jeffrey A., Jung David G. Microsoft Outlook 2002 Programming
Bible. IDG Books Worldwide, Inc. 554
с.
Вопросы для
подготовки к экзамену
1.
Понятие информационных систем и информационных технологий. Этапы
развития информационных технологий.
2.
Индивидуальные ИС, ИС малого бизнеса, коробочные ИС,
Корпоративные ИС.
3.
Проблемы внедрения ИС и основные идеи реинжиниринга.
4.
Рабочие станции, автоматизированные рабочие места (АРМ). АРМ
экономиста, менеджера, бухгалтера.
5.
Системы поддержки принятия решений. Экономические
автоматизированные информационные системы
6.
Состав и назначение пакета Microsoft Office.
Применение Word в информационных системах.
7.
Текстовый процессор Word. Оглавления, указатели, перекрестные
ссылки.
8.
Текстовый процессор Word Составление типовых документов
(Служебные записки, резюме, письма). Главный документ, структура
документа.
9.
Текстовый процессор Word. Форматирование, стили и шаблоны.
10.
Текстовый процессор Word. Редактирование таблиц, вычисления в
таблицах.
11.
Текстовый процессор Word. Приемы совместной работы: панель
Рецензирования.
12.
Макросы как средство автоматизации работы в
Word.
13.
Графическое представление информации в Word.
14.
Состав и назначение пакета Microsoft Office.
Применение Excel в информационных системах.
15.
Табличный процессор Excel. Назначение и область применения
табличных процессоров.
16.
Графическое представление информации в Excel.
17.
Макросы как средство автоматизации работы в
Excel.
18.
Характеристика экономических задач, решаемых в
Excel. Встроенные функции.
19.
Пользовательские функции Excel.
20.
Общая характеристика среды разработки приложений
Excel.
21.
Информационные технологии в офисе. Типовые офисные работы.
Информационное обеспечение офисных работ.
22.
Графические возможности Excel
(построение схем, графиков и диаграмм).
23.
Встроенные функции Excel по обработке
текстовой информации.
24.
Встроенные функции Excel по работе с
датами.
25.
Встроенные статистические функции Excel.
26.
Встроенные математические функции Excel.
27.
Встроенные логические функции Excel.
28.
Функции пользователя в Excel.
29.
Форматирование, автоформатирование, условное форматирование в
Excel.
30.
Структуры данных в Excel.
31.
Консолидация данных в Excel.
32.
Общая характеристика объектной модели Excel.
33.
Общая характеристика методов Excel.
34.
Общая характеристика событий Excel.
35.
Общая характеристика свойств объектов Excel.
36.
Элементы управления на рабочем листе и их характеристика.
37.
Гипертекстовые и мультимедийные технологии.
38.
Компьютерные технологии в принятии решений. Возможности решения
экономических и управленческих задач в пакете Excel.
39.
Общая характеристика среды разработки Outlook.
40.
Особенности проектов Outlook.
41.
Экспорт и импорт данных в Outlook.
42.
Общая характеристика объектной модели Outlook.
43.
Общая характеристика методов Outlook.
44.
Общая характеристика событий Outlook.
45.
Общая характеристика свойств объектов Outlook.
46.
Разработка интерфейсов Outlook.
Создание и публикация пользовательских форм на основе стандартных.
47.
Общая характеристика объектной модели Outlook.
48.
Разработка интерфейсов Outlook.
Пользовательские формы Outlook.
49.
Основные функции управления и их технологическое обеспечение в
Outlook.
50.
Общая характеристика и примеры применения технологии
automation.
Задача 1.
В Календаре
Outlook
отмечены выполненные работы.
Разработать макрос, который бы передавал информацию о работах в
Excel,
считал общий объем работ и готовил бы отчет установленной формы.
Задача 2.
В
Excel
задана таблица мероприятий (наименование, дата, требуемое время).
Разработать макрос, который бы передавал эту информацию в
Outlook.
Задача 3.
Имеется список
мероприятий типовая неделя. Разработать в
Excel
макрос, который будет копировать мероприятия типовой недели в текущую
неделю и определять даты мероприятий текущей недели по определенной
пользователем дате первого дня недели.
Задача 4.
Разработать
процедуру решения системы дифференциальных уравнений методом Рунге-Кутты
c
выводом полученного решения на график.
Задача 5.
Разработать
приложение в
Excel,
которое бы обеспечивало сбор информации об экскурсионных турах (города,
даты) и экскурсантах (фамилия, имя, отчество, пол, адрес, телефоны).
Необходимо чтобы приложение осуществляло выдачу списков участников
заданной экскурсии, списки оплативших и не оплативших тур, сумму
полученных денег.
Задача 6
Разработать
приложение в
Excel,
которое бы обеспечивало сбор библиографической информации, формирование
списков литературы по различным научным направления, формирование
списков литературы для различных проектов (для книги, учебной дисциплины
и т.д.), формирование бланков заказов для различных библиотек.
Подготовил кандидат технических наук
Дм.Куприянов
Билеты одобрены на заседании кафедры
Протокол № ____ от 23 августа 2005 г.
Заведующий кафедрой
доктор технических наук
профессор
С.
В. Назаров
|