Международный Институт XXI Века
2003 Б.А.СТАРОСТИН
ПРОГРАММА КУРСА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЛОСОФИЯ» - № 020100
Цель курса – дать студентам представление о природе, специфике и структуре философского знания, о его роли в деле выработки мировоззрения, об основах главных философских дисциплин, об исторических, национальных и личностных типах философии. Ставится также задача приучить учащихся к работе над философскими текстами, включая не только их чтение и понимание, но и умение активно их обсуждать, формулировать по их поводу собственную точку зрения, писать рефераты и делать доклады на соответствующие темы. Курс рассчитан на один семестр, его объём составляет 50 учебных часов. Предусмотрено написание рефератов, их коллективное обсуждение на семинарских занятиях, сдача экзаменов по пятибалльной системе.
ТЕМА I. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ
Основные аспекты понятия философии: философия как наука, философия как специфический тип знания и деятельности, философия как теоретическое и практическое отношение к жизни. Личностный и биографический аспект философии. Соотношения и связи, сходства и различия между философией и естествознанием, философией и гуманитарным знанием в целом, философией и отдельными научными дисциплинами; между философией и религией, философией и искусством, философией и повседневным жизненным миром. Значение рационального аспекта философии, несводимость философии к чисто рациональному мышлению, необходимость философских знаний для придания сознательного характера отношению к жизни, культуре и обществу. Философия как стремление к мудрости.
ТЕМА II. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ
Онтология и метафизика, гносеология и эпистемология, их роль как компонентов теоретической философии. Связь теоретической философии с логикой и психологией. Этика, эстетика, философия культуры и другие разделы практической философии, их тенденция к развитию в отдельные специализированные дисциплины. Аксиология как обобщение теоретических сторон практической философии. Формирование дисциплин на грани философии с конкретно-научными дисциплинами: философская социология, философия этнических и национальных проблем, философская культурология, учение о человеке (философская антропология), учение о сознании и самосознании. Сознание и бессознательное: философский аспект их соотношения. Философия истории, различные варианты подхода к ней и её построения (циклы, прогресс, проблема смысла истории). Философия истории и история философии. Философия истории применительно к отдельным цивилизациям и народам.
ТЕМА III. ВАЖНЕЙШИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Понятия бытия и ничто, становления, прогресса, эволюции. Категории причинности, связи, качества и количества. Время и пространство; соотношение между трактовками этих категорий в физике, математике, человеческой жизни и философии. Важнейшие категории жизни и культуры. Истина как центральное понятие философии. Гносеологический и онтологический аспекты истины. Объективная и субъективная, относительная и абсолютная истина. Субъект и объект, личность, социальное и индивидуальное. Взаимопереходы категорий. Важнейшие понятия философии естествознания и гуманитарных наук.
ТЕМА IV. МЕТОДОЛОГИЯ ФИЛОСОФИИ
История проблемы метода. Соотношение философских методов и методов отдельных наук и областей деятельности. Эмпирический и рациональный методы, скептицизм и критицизм, значение интуиции, дедукции, индукции. Гипотетико-дедуктивное познание. Диалектический, эволюционный, системно-структурные методы. Трансцендентальный и феноменологический методы. Реализация отдельных методов в виде философских движений и школ. Символизм и герменевтика как философские подходы. Философская методология как внутренне противоречивое, но единое и развивающееся целое. Принцип новизны, непрерывного обновления и диалогичности. Сочетание инновационности и традиционности как цель и вечная проблема философии.
ТЕМА V. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ
Понятие социального и понятие культуры, их философский аспект и практическое значение. Деятельность как целесообразный адаптивный процесс. Коллективность как условие человеческой жизни. Типы совместной деятельности людей. Индивидуальный, совместный и всеобщий труд. Духовное и материальное производство. Мораль и право как предпосылки социальности. Возникновение и эволюция человека и человеческого общества, процессы интеграции и дифференциации общества. Роль философии, религии, науки, техники, искусства в общественной эволюции. Творческое начало в эволюции индивидуума и общества.
ТЕМА VI. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПОЗИЦИИ, ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Эмпиризм и рационализм; идеализм, материализм и позитивизм. Позиции по отношению к науке (сциентизм и антисциентизм), морали (морализм и аморализм, оптимизм и пессимизм), религии (теизм, атеизм, пантеизм, агностицизм). Прагматизм и традиционализм как философские школы. Кантианство, фихтеанство, гегельянство, их традиционные и обновлённые варианты. Философия жизни, экзистенциализм, аналитическая философия. Современные христианская, иудейская, мусульманская, буддийская философии.
ТЕМА VII. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Различные этапы философского подхода к истории философии: доксографический этап («коллекционирование» мнений), формирование концепции «линейной» (однонаправленной) истории философии, господство концепции истории философии как арены борьбы «прогрессивных» и «реакционных» тенденций, проблемная история философии. Соотношение развития индивидуального мировоззрения и развития философии в человечестве. Наднациональное и национальное в философии. Национальные типы философии; их формирование, начиная с истоков. Иудейская философия, Библия как её основа, идея откровения. Эллинская философия и секуляризация философской мысли. Средневековая философия как единое целое и как поле формирования национальных философских школ. Христианская и исламская философия. Борьба реализма и номинализма. Философия в Индии и на Дальнем Востоке: древность, средние века, тенденции Нового времени. Философия эпохи Возрождения. Просвещение и XIX век: классическая эпоха философии. Философия Нового времени по отдельным странам Европы и Америки. Развитие русской философии; западники и славянофилы. Мартиролог философии в советский период; философия в эмиграции; тенденции последних десятилетий. Модернизм и постмодернизм. Кризис классической философии и намечающиеся новые пути развития.
ЛИТЕРАТУРА
I. Основная литература
1. Калашников В.Л. (отв. ред.). Философия. Курс лекций. М.: Владос, 2001. 2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. М.: Инфра-М, 2003.
II. Дополнительная литература
1. Бердяев Н. Самопознание. М.: Прогресс, 1992 2. Вебер М. Наука как призвание и как профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Наука, 1990. 3. Виндельбанд В. Что такое философия? // Виндельбанд В. Философия культуры. Избранное. М.: Юрист, 1992. 4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. 5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: Искусство, 1992. 6. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1991.
|