Международный Институт XXI Века

 

 

 

Работы по Иудаике

 

 

 

Темы рефератов

 

 

 

1. «Еврейский календарь». Опишите историю, ритуалы и философские идеи одного из праздников. Объём – 5-6 страниц.

 

2. Молитва в иудаизме. Общие аспекты и анализ нескольких конкретных молитв.

 

3. Принципы человеческих отношений в иудаизме. Подход и конкретные примеры.

 

 

Материал может быть взят из Интернета или книг, но содержать собственные описания, мысли и идеи, а не переписку текста.

 

Рекомендуемые сайты:

 http://www.machanaim.org/

http://www.judaicaru.org/

http://www.istok.ru/

http://www.jafi.org.il/education/russian/index.html

http://www.jewish.ru/

 

 

 

 

Реферат должен содержать Ваше изложение основных идей, а не цитирование материала из книг или Интернета!

 

 

Особенности изучения текста Мишны.

Как подходить к тексту Мишны.

1.   Определить общую тему обсуждения (юридический вопрос, законы праздников,
жертвоприношений и т.п.)

2.            Определить тему обсуждения в данном источнике.

3.            Контекст (есть ли связь с предыдущими и последующими Мишнами).

4.            Выяснить все важные обстоятельства действия закона и его границы.

5.            Каков статус закона: деорайта, дерабанан, постановление, обычай.

6.            Источник закона.

7.            Смысл или логическое объяснение закона.

8.            Споры

 

         Спорящие стороны

         В каком точно вопросе не согласны

         В чём "центральный аспект" спора?

         Доказательства сторон

         Есть ли точки соприкосновения (согласия)?

         Чьё мнение принимается (Галаха)

 

9.             Если есть история или пример, понять для чего он приводится (иллюстрация,
доказательство, другое мнение)

10.     постараться выявить несколько опций трактовки Мишны

11. Изучить мнения комментаторов. Если твоё мнение было другим, понять в чём
различия и нет ли ошибки или недопонимания.

12.     Индукция (выведение правила из частного случая/ев)

13.     Дедукция (применение правила в частных случаях)

14. обратить внимание на дополнительные сведения: исторический фон закона,
социальные и морально-этические отношения и т.п.

На что стоит обращать внимание?

1.  Недостаток информации: есть ли все данные для понимания всех обстоятельств?

2.              Определи область действия закона.

3.              Лишняя информация:

 

         повтор слов или фраз

         ненужные для понимания слова или фразы

         излишнее деление на части

•      обобщения

4.              Несоответствия между частями Мишны

5.              Несогласие с другими источниками.

6.              языковые нюансы (включая окончания, предлоги и т.д.)

7.              НАДО задавать ВОПРОСЫ: как, что, в каком случае, почему и т.д.

 

 

 

29.      Редакция вавилонского Талмуда. Равина и р. Аши. Канонизация: Танаха, Мишны и
Талмуда и её практическое значение. Роль Талмуда в последующие эпохи.

30.      Комментарии на Талмуд эпохи ришоним - текстовые и галахические. Личности
комментаторов: Риф, Раши, Рамбан, Рош.

31.      Комментарии на Талмуд эпохи ахроним. Стиль изучения Талмуда различных
школ и поколений. Подход в современных ешивах.

32.      Иерусалимский Талмуд: составление, редакция и распространение. Различия
между Талмудами.

33.      Галаха как база, формирующая лицо народа и индивидуума. Литература Галахи:
причины возникновения, возражения. Формы галахической литературы.

34.      Галахические постановления в эпоху второго Храма, Мишны и Талмуда.

35.      Галаха в эпоху Гаоним. Респонсы, монографии. Связи с еврейскими общинами по
всему миру.

36.      Эпоха ришоним. Сборники Галахи Рифа и Роша: форма, задачи, темы обсуждения,
принципы постановления Галахи.

37.      Рамбама как личность. "Революция"- книга "Мишне Тора": особенности, цели,
противники, комментаторы.

38.      " Арба турим". Бейт Йосеф. Р. Йосеф Каро. Шульхан арух. Мала и другая
сопутствующая литература.

39.      Современная галахическая литература. Арух га-Шульхан. Ш.А. га-рав. Мишна
брура. Сборники по темам. Периодика.

40.      Респонсы. Строение, темы. На протяжении веков. Основные современные
респонсы.

Семестровая работа.

Задача: проанализировать текст или тексты одного из составляющих устную Тору (Мидраш, Мишна, Талмуд), согласно принципам, изученным за семестр. Объём работы: 4 листа а4. Последняя дата сдачи: 20 января.

 

 

 

Самостоятельная работа по устройству сидура.

Открой оглавление.

1.            Каковы основные составляющие сидура?

2.            попробуй подтвердить тезис о том, что Сидур - книга на все случаи жизни.

3.            каков порядок дней, упомянутых в сидуре?

4.            Утренняя молитва стр. 6-85. Перечисли составные части этой молитвы.

5.            в общих чертах, какими аспектами занимаются утренние благословения?

6.            какое определение бы ты дал молитве «адон олам» стр. 13?

7.            как озаглавить часть молитвы стр. 18-26? Почему, по-твоему, она была введена
в шахарит?

8.            каков в основном состав «псукей де зимра»? (см. примечания внизу страницы)

9.            какова центральная мысль и цель «псукей де зимра»?

10.     см. Хаци-кадиш стр.42. Кадиш произносится между различными частями
молитвы и ещё несколько раз в конце. Почему, по твоему мнению, эта молитва
играет столь значительную роль?

11.     человек, находящийся в трауре, читает Кадиш каждый день. Почему?

12.     отрывок «Шма» читаемый в Шахарит "окружён" благословениями: 2 до и 1
после. Каковы основные мысли каждого из них? Стр.42-50.   Как они связаны
по смыслу со «Шма»?

13.     Слова «Кдуша» мы повторяем 3 раза во время Шахарита. Стр.44, 52, 72. Чьи
слова мы повторяем? Может ли это объяснить центральную роль, отводимую
мудрецами этой молитве?

14.     Чем можно объяснить избрание отрывков «Шма», как важнейшей молитве,
произносимой в течение дня?

15.     какие основы веры и заповеди упомянуты в «Шма»?

16.  как мы уже говорили, молитва должна состоять из трёх частей: восхваления,
просьбы и благодарности. Определи эти части в центральной молитве «Шмонэ-
эсрэ». стр. 50-61

17.       попробуй понять порядок, по которому написаны просьбы в этой молитве.

18.       каковы основные отличительные черты молитвы «Шмонэ-эсрэ»?

19.       почему каждый должен просить обо всём, даже если у него, на данный момент,
нет таких потребностей?

20.  почему просьбы во множественном числе?

21.  какие вставки в обычную молитву добавляются по праздникам?

22.  «Таханун» произносится после «Шмонэ-эсрэ». Каковы его основные мотивы?
Стр.61-68

23.  см. Брахот стр.87. Попробуй обобщить их по категориям.

24.  каковы составные части молитвы «Минха» стр.96-106?

25.   каковы составные части молитвы «Маарив» стр. 106-118?

26.  Сравни с Шахарит, Минху и Маарив. Итак, какова основная структура
молитвы?

27.      Есть ли существенная разница между строением субботних молитв и
будничных? Докажи!

28.  какая дополнительная молитва произносится в Шабаты и праздники?

29.  какие источники использовались при составлении сидура? (смотри примечания,
в частности стр.20-26)

30.      С литературной точки зрения какие стили ты встретил в сидуре?

31.      Попробуй обобщить значение сидура в разных ракурсах (общество, литература,
религия, отношение к Б-гу, людям, природе и т.д.)

 

 

Используются технологии uCoz