Международный Институт XXI Века
Работы по Иудаике
Темы рефератов
1. «Еврейский календарь». Опишите историю, ритуалы и философские идеи одного из праздников. Объём – 5-6 страниц.
2. Молитва в иудаизме. Общие аспекты и анализ нескольких конкретных молитв.
3. Принципы человеческих отношений в иудаизме. Подход и конкретные примеры.
Материал может быть взят из Интернета или книг, но содержать собственные описания, мысли и идеи, а не переписку текста.
Рекомендуемые сайты: http://www.jafi.org.il/education/russian/index.html
Реферат должен содержать Ваше изложение основных идей, а не цитирование материала из книг или Интернета!
Особенности изучения текста Мишны. Как подходить к тексту Мишны.
1.
Определить общую тему обсуждения
(юридический вопрос, законы праздников, 2. Определить тему обсуждения в данном источнике. 3. Контекст (есть ли связь с предыдущими и последующими Мишнами). 4. Выяснить все важные обстоятельства действия закона и его границы. 5. Каков статус закона: деорайта, дерабанан, постановление, обычай. 6. Источник закона. 7. Смысл или логическое объяснение закона. 8. Споры
• Спорящие стороны • В каком точно вопросе не согласны • В чём "центральный аспект" спора? • Доказательства сторон • Есть ли точки соприкосновения (согласия)? • Чьё мнение принимается (Галаха)
9.
Если
есть история или пример, понять для чего он приводится (иллюстрация, 10. постараться выявить несколько опций трактовки Мишны
11.
Изучить мнения комментаторов. Если
твоё мнение было другим, понять в чём 12. Индукция (выведение правила из частного случая/ев) 13. Дедукция (применение правила в частных случаях)
14.
обратить внимание на дополнительные
сведения: исторический фон закона, На что стоит обращать внимание? 1. Недостаток информации: есть ли все данные для понимания всех обстоятельств? 2. Определи область действия закона. 3. Лишняя информация:
• повтор слов или фраз • ненужные для понимания слова или фразы • излишнее деление на части • обобщения 4. Несоответствия между частями Мишны 5. Несогласие с другими источниками. 6. языковые нюансы (включая окончания, предлоги и т.д.) 7. НАДО задавать ВОПРОСЫ: как, что, в каком случае, почему и т.д.
29.
Редакция вавилонского Талмуда. Равина и р. Аши. Канонизация: Танаха,
Мишны и
30.
Комментарии на Талмуд эпохи
ришоним - текстовые и галахические. Личности
31.
Комментарии на Талмуд эпохи
ахроним. Стиль изучения Талмуда различных
32.
Иерусалимский Талмуд: составление, редакция и распространение. Различия
33.
Галаха
как база, формирующая лицо народа и индивидуума. Литература Галахи: 34. Галахические постановления в эпоху второго Храма, Мишны и Талмуда.
35.
Галаха
в эпоху Гаоним. Респонсы, монографии. Связи с еврейскими общинами по
36.
Эпоха
ришоним. Сборники Галахи Рифа и Роша: форма, задачи, темы обсуждения,
37.
Рамбама
как личность. "Революция"- книга "Мишне Тора": особенности, цели,
38.
" Арба
турим". Бейт Йосеф. Р. Йосеф Каро. Шульхан арух. Мала и другая
39.
Современная галахическая литература. Арух га-Шульхан. Ш.А. га-рав. Мишна
40.
Респонсы. Строение, темы. На протяжении веков. Основные современные Семестровая работа. Задача: проанализировать текст или тексты одного из составляющих устную Тору (Мидраш, Мишна, Талмуд), согласно принципам, изученным за семестр. Объём работы: 4 листа а4. Последняя дата сдачи: 20 января.
Самостоятельная работа по устройству сидура. Открой оглавление. 1. Каковы основные составляющие сидура? 2. попробуй подтвердить тезис о том, что Сидур - книга на все случаи жизни. 3. каков порядок дней, упомянутых в сидуре? 4. Утренняя молитва стр. 6-85. Перечисли составные части этой молитвы. 5. в общих чертах, какими аспектами занимаются утренние благословения? 6. какое определение бы ты дал молитве «адон олам» стр. 13?
7.
как
озаглавить часть молитвы стр. 18-26? Почему, по-твоему, она была введена 8. каков в основном состав «псукей де зимра»? (см. примечания внизу страницы) 9. какова центральная мысль и цель «псукей де зимра»?
10.
см. Хаци-кадиш стр.42. Кадиш
произносится между различными частями 11. человек, находящийся в трауре, читает Кадиш каждый день. Почему?
12.
отрывок
«Шма» читаемый в Шахарит "окружён" благословениями: 2 до и 1
13.
Слова
«Кдуша» мы повторяем 3 раза во время Шахарита. Стр.44, 52, 72. Чьи
14.
Чем можно объяснить избрание
отрывков «Шма», как важнейшей молитве, 15. какие основы веры и заповеди упомянуты в «Шма»?
16.
как мы уже говорили, молитва должна состоять из трёх частей:
восхваления, 17. попробуй понять порядок, по которому написаны просьбы в этой молитве. 18. каковы основные отличительные черты молитвы «Шмонэ-эсрэ»?
19.
почему
каждый должен просить обо всём, даже если у него, на данный момент, 20. почему просьбы во множественном числе? 21. какие вставки в обычную молитву добавляются по праздникам?
22.
«Таханун» произносится после «Шмонэ-эсрэ». Каковы его основные мотивы? 23. см. Брахот стр.87. Попробуй обобщить их по категориям. 24. каковы составные части молитвы «Минха» стр.96-106? 25. каковы составные части молитвы «Маарив» стр. 106-118?
26.
Сравни
с Шахарит, Минху и Маарив. Итак, какова основная структура
27.
Есть ли
существенная разница между строением субботних молитв и 28. какая дополнительная молитва произносится в Шабаты и праздники?
29.
какие
источники использовались при составлении сидура? (смотри примечания, 30. С литературной точки зрения какие стили ты встретил в сидуре?
31.
Попробуй обобщить значение сидура в разных ракурсах (общество,
литература,
|