Международный Институт XXI Века«Иудаика»
Вопросы
«Введение в иудаизм»
1-й семестр
1. Является ли иудаизм религией национальной или универсальной? В чем и как это проявляется? Противоречит ли в жизни национальная установка универсальной установке или они дополняют друг друга? Какой путь Тора советует выбирать еврею, чтобы он мог правильно помогать всему человечеству? 2. Как представляет нам Тора характер пребывания Адама в Саду Эденском? Что мы узнаем из этого о еврейском представлении о рае и роли человека в мире? Что есть "Хет"- грех? 3. Каковы основные определения человека? К чему каждое из них обязывает на практике? В чём выражается «образ и подобие» человека Б-гу? (мнения нескольких комментаторов) 4. Что есть "иудаизм"? Что может объединять евреев всего мира? Кто может называться евреем? На какие критерии мы должны обратить внимание? 5. Не является ли иудаизм расизмом? Приведи объяснения и источники. Как на практике проявляется обособленность евреев? Какова роль еврейского народа среди остальных народов? 6. Относится ли иудаизм с пренебрежением к другим народом? Почему есть законы "дискриминирующие" нееврея и предписывающие лучшее отношение к еврею? 7. В чём принципиальная разница между западной и еврейской культурой? На каких конкретных примерах можно проследить эти различия? 8. В чём проблема определения основ веры? На какие группы можно разделить основы веры Рамбама? 9. Приведи минимум 10 основ веры, сформулированных Рамбамом, и объясни их. 10. Объясни три основных атрибута, связанных с Б-гом, в понимании иудаизма: трансцендентность, личностность и нормативность. Как они проявляются на практике? 11. Что, по мнению мудрецов, является доминантным: вера или действие? Докажи. Как это связано с целью творения мира? 12. Как и с какими целями, иудаизм изучает историю? Почему после написания Танаха не были составлены книги по истории? 13. Что такое Танах? Какую историческую эпоху он охватывает? Какие книги включает в себя? Каково значение Танаха для культуры и жизни других народов? Какова ценность Торы для евреев? 14. Почему в Торе нет описания внешности Моше? Как на примере поколения вавилонской башни мы можем понять практическое использование советов Торы? 15. Письменная Тора и устная Тора. Отношение между ними, традиция 16. Каковы цели дарования заповедей? Почему нужен приказ? На какие категории делятся заповеди? Приведи примеры. 17. Отметь основные вехи в истории и литературе еврейских мудрецов. 18. Особенности еврейского календаря. (Годы, месяцы, праздники) 19. В чём смысл праздника в иудаизме? Приведи примеры. 20. Как проявляется универсальность иудаизма в символике и действаях праздника Сукот? Что обозначает число 70 и где оно встречается? 21. Каков основной духовный смысл праздника Рош Га-шана? 22. Как на примере Хануки проследить подход иудаизма к истории? 23. Каковы основные идеи Шабата? Как они проявляются в однокоренных словах? 24. Каковы цели запрета работы в Шабат. Какие виды работ запрещены? Откуда мы это учим и почему? 25. В чем связь между заповедью «любви к Богу» и «любви к ближнему»? Сравните поколения Потопа и поколение Вавилонской башни: в чем было различие их грехов и в чем различие наказаний? 26. Какие проблемы встают перед иудаизмом в современности? Каковы возможные решения этих проблем? 27. Проследи процесс цикла жизни человека. В чём особенности каждого этапа? 28. Каковы основные составные части молитвы? Что есть молитва? В чём особенности синагоги? 29. Какую роль играет сидур, судя по молитвам? Зачем требовалось устанавливать точный текст молитв? 30. Каковы основные составляющие Шахарита? Объясни основные идеи каждой части. 31. В чём особенности и важность Эрец Исраэль? Нарисуй карту Эрец исраэль и отметь основные города. 32. Должен ли еврей умереть ради исполнения заповедей? Как иудаизм относится к желанию жить богато и наслаждаться жизнью? 33. Каковы основные принципы еврейской этики? Приведи конкретные примеры.
«Введение в Танах»
2-й семестр Праздники
Танах
Как еврейские мудрецы рассматривали занятие переводами Торы? Докажи!
· Творение мира (Берешит 1-2) · Яаков и ангел (Берешит 32) · История с золотым тельцом (Шмот 32) · Ахан (Егошуа 7) · Элиягу на горе Кармель (Млахим-1 18) · Ишаягу (гл.1), · Ишаягу (гл.11) · Тегилим (гл.1) · Отрывок, по которому ты делал работу. Мидраш
Отвечая на следующие вопросы следует не только процитировать Мидраш, но и озвучить идею, которую Хазаль хотели вложить в него.
-3десь ты говоришь: «И он стоит над ними». А там он говорит "(три мужа) стоят над ним"- В чём тут проблема и как она решается на уровне пшата и в мидраше?
64. Какими заслугами наших предков объясняет мидраш рассечение Моря? В чём параллель между поступком и наградой за него?
«Видение в устную Тору»
3-й семестр
Можно взять материал в Краткой Евр. Энц. Есть в библиотеке и на Интернете http://www.eleven.co.il)
Обязательно приводить примеры или доказательства из источников (используя листы "Устная Тора").
«Введение в Махшевет Исраэль».
4-й семестр
Вопросы к зачёту.
На все вопросы, касающиеся Махшевет Исраэль, обязательно раскрыть тему, привести мнения различных философов (если они упоминались на лекциях) и очень желательно цитировать источники (от этого будет зависеть общая оценка зачёта).
1. Охарактеризуйте область исследований, называемую «еврейской философией». Какие подходы к определению этой области Вам известны? Сформулируйте основные различия «греческого» и «еврейского» (библейско-талмудического) мировоззрений. 2. Изложите теорию познания Саадьи гаона. В чем ее отличие от теории познания мутакалимов? Какого соотношение между Разумом и Откровением с точки зрения Саадьи гаона? 3. Охарактеризуйте подход Саадьи гаона к толкованию Писания. Чем он отличается от подхода мудрецов Талмуда? В чём было различие между ортодоксальным иудаизмом и ортодоксальным исламом в вопросе подхода к философии? 4. Какие задачи ставил перед собой Саадья гаон при написании трактата «Верования и мнения»? Почему, вообще, именно в средневековье возникли первые книги по еврейской философии? 5. Опишите характерные черты средневекового неоплатонизма. Что представляет собой теория эманации? Какую роль она сыграла в иудаизме? 6. Какова роль «Теологии Аристотеля» в формировании средневекового аристотелизма. Опишите характерные черты средневекового аристотелизма и его влияние на еврейскую философию. 7. Охарактеризуйте трактат Бахьи ибн Пакуды «Обязанности сердец» 8. Охарактеризуйте основные идеи «Сефер Кузари» Йегуды Галеви. 9. Укажите основные особенности «Путеводителя растерянных» Рамбама и опишите структуру трактата. Какие цели ставил перед собой Рамбам при написании «Путеводитеоя растерянных» и с помощью каких средств собирался их решать? 10. Почему Рамбам при написании «Путеводителя растерянных» решил прибегнуть к эзотерическому письму? Охарактеризуйте его эзотеризм. В каких целях применяется эзотеризм в других источниках и верованиях? 11. Охарактеризуйте подход Рамбама к толкованию Писания. Какие аспекты учения Рамбама подвергались наибольшей критике? Опишите пути развития еврейской философии после Рамбама 12. Что такое «махшевет Исраэль». Разница между м.и. и философией. Как объяснить использование еврейскими мудрецами «чужой» философии? Отношение мудрецов к философии и «греческой мудрости». 13. Проблема определения основ веры. Их определение в эпоху пророков. 13 основ веры Рамбама. Что в себя включают? По каким принципам их можно разделить на подгруппы? 14. Причины формирования Рамбамом основ веры. Как определяет Рамбам евреев не принимающих эти принципы. Всегда ли он был столь категоричен? 15. Каково отношение позднейших философов к «принципам»? 16. В чём состоит проблема описания атрибутов Б-га. Как различные авторы подходят к её решению? 17. Б-г далёк или близок? В чём заключается философская проблема? Можно ли преодолеть пропасть между Б-гом и человеком и как? Приведи конкретные примеры проявления таких отношений и законы, устанавливающие баланс. 18. Заповедь веры и пути её реализации. Есть ли противостояние веры и разума. Что предпочитает иудаизм "слепую" веру или изучение и исследование? 19. Наука и религия. В чём разница между подхода к вопросам науки и религии? Есть ли абсолютное знание в науке (опишите процесс научного становления этого вопроса). Приведите конкретные примеры противостояния или, наоборот, соответствия современной науки и иудаизма. 20. Какую роль играют в Выход из Египта и дарование Торы в становлении иудаизма? Какие конкретные примеры их влияния можно привести? 21. Передача через поколения и её важность. Слова мудрецов – объяснение старого или новизна? (если да – почему их надо слушать)? Роль устной Торы. 22. Каковы цели существования мира? Есть ли проблема в их формулировке? Какое практическое значение это имеет? Как можно объяснить существование зла в мире? 23. Как должен выглядеть и какими качествами обладать совершенный человек? 24. Есть ли у человека свобода выбора? Каке этому можно привести доказательства? В каких случаях она проявляется? Как могут сосуществовать свобода выбора человека и совершенность познания Б-га? 25. Как иудаизм определяет значение определения "Человек", и в чём принципиальные отличия человека от животного? Как действия человека влияют на мир?
26.
Для чего нужны заповеди? Что означает принцип 27. Что такое Хашгаха. Какие её виды существуют. Когда, как и по отношению к кому они срабатывают? 28. В какой форме и с какими целями иудаизм, как религия, изучает историю? В чём это проявляется? 29. В чём проявляется особенность евреев. Является ли иудаизм – расизмом. Каковы функции еврейского народа в целом? Каковы, с еврейской точки зрения, причины антисемитизма? 30. Награда и наказание. «Рай и ад». Жизнь после смерти. Машиах. 31. В чём состоит общая концепция еврейских праздников? Какой духовный смысл вкладывается в праздник Песах и его атрибуты? 32. Отношение Торы к Амалеку. Что представляет собой идеология Амалека и как она проявляется в отдельном человеке?
Персоналии: Расаг (р. Саадья гаон), Ригаль (р.Егуда га-леви "Кузари"), Рамбам, Рамбан, Магараль, га-Ари (Лурия) , Рамхаль (Луцато).
«Уклад жизни еврея и её смысл»
5-й семестр
|