Международный Институт XXI Века
«История Исторической Науки Историография»
Программа
Программа дисциплины «История исторической науки. Историография» федерального компонента цикла ОПД.Ф.04 составлена кандидатом исторических наук Осиповой Н.М. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 03040165 «История»
Историография Цель курса - представить в целостном виде проблемы формирования профессиональной историографии в странах Запада, рассмотреть содержание историографических процессов в современном мире, качественные преобразования в структуре и институтах академического исторического знания, разработку в исторической профессии понятийного аппарата, конкретные исследовательские подходы, проблемные поля, нормы и предписания исторического знания. Задача курса - содействовать усвоению студентами этимологии базовых категорий и понятий профессиональной историографии, полисемантичности их содержания в XX веке, овладению основ теории и методологии исторической науки. В результате изучения курса студенты должны иметь представление о месте профессиональной историографии в системе социально-гуманитарного знания, понимать содержание и специфику исследовательской работы историка во взаимосвязи с определенным культурно-историческим контекстом. В основу лекционного курса положен системный подход и познавательные процедуры из структурализма и постструктурализма, позволяющие проблематизировать и критически осмысливать мировую историографическую традицию и сущностные элементы историографической культуры. Объем курса - 42 часа лекций и 26 часов семинарских занятий. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета и экзамена.
Основные темы курса. ТЕМА 1. Введение. Предмет и задачи курса. Определение проблемных полей. Характеристика основных подходов к изучению истории исторической науки. Понятийно-терминологический аппарат. Историографические источники и специфика работы с ними. История историографии как теоретико-методологическая рефлексия. Функции исторической науки как составной части духовной культуры общества. Историческое сознание и историческая память. Историческое сознание и историческая наука. Событие и факт. Хронология и периодизация. Жанр всемирной истории. История и литература.
ТЕМА 2. История формирования исторической профессии. Рождение историографии в культуре античного мира. Геродот. Фукидид. Лукиан. Тацит. Иосиф Флавий. Характерные черты и особенности христианской средневековой историографии. Аврелий Августин. Беда Достопочтенный. Гальфрид Монмутский. Византийская историография. История еврейского исторического знания. Древнерусские исторические сочинения. Историография в контексте культуры гуманизма и Возрождения. Лоренцо Валла. Жан Боден. Никколо Макиавелли. Фрэнсис Бэкон. Формы и способы историописания в раннее Новое время. Политическая история и антикварианизм в странах Европы, их судьбы в XVII - XVIII вв. Складывание источниковой базы, приемов и методов критической работы с историческими свидетельствами. Мавристы. Болландисты. Историография в контексте культуры Просвещения. Философская история и формирование национальной истории. С. Пуфендорф. Г. Болингброк. Вольтер. Д. Юм. Э. Гиббон. Уил. Робертсон. И.-Г. Гердер. В.Н. Татищев. М.М. Щербатов. М.В. Ломоносов. Дифференциация естественно-научного и социально-гуманитарного знания в странах Запада в конце XVIII - первой половине Х1Х века. Проблемы профессионализации исторического знания. История как литература и история как наука. Процесс секуляризации в историографии. Принцип историзма в изучении прошлого. Характерные черты романтической историографии. Л. фон Ранке. Б. Нибур. Ф. Гизо. Ж. Мишле. Т. Карлейль. В. Скотт. Н.М. Карамзин. М.Н. Погодин. Т.Н. Грановский. Интерпретация исторического процесса в философских системах Х1Х в. Г. Гегель. К. Маркс. Ф. Энгельс. Н.Я. Данилевский. Ф. Ницше. Принцип объективности в исследовании истории. Черты и свойства позитивистской историографии. Г. Бокль. Д. Грин. И.Тэн. А. Токвиль. И.Г. Дройзен. Место историографии в дисциплинарной иерархии наук в XIX в. Статус университетской историографии в странах Европы и Северной Америки. ТЕМА 3. Структура исторического знания в конце Х1Х - первой половине ХХ века. Институционализация исторической науки. История в университетах и исторических обществах. Феномен национальной историографии. Черты универсализма в исторической профессии. Структура и объем политической историографии. Институционализация экономической истории на рубеже веков. Рождение социальной и культурной истории в первой половине ХХ в. Влияние философских направлений на предмет историографии и содержание познавательных подходов в исторической науке. Критика (внутренняя и внешняя) позитивизма в исторической профессии. В. Дильтей. Г. Риккерт. Б. Кроче. М. Вебер. Р. Коллингвуд. М. Блок. Л. Февр. Й. Хейзинга. Ш. Ланглуа. Ш. Сеньобус. А.С. Лаппо-Данилевский. Р.Ю. Виппер. Л.П. Карсавин. Воздействие философии жизни, неокантианства и философской герменевтики на историческую профессию и возвышение в ней индивидуализирующего подхода при сохранении значимости этического идеала исторического синтеза. Роль социально-научной теории и научного метода в профессиональной историографии. Феномены историзации, антропологизации, психологизации научного метода. Модификации исторического метода: историко-генетический, историко-типологический, сравнительно-исторический. Структурный метод в историографии. Характеристика основных черт и свойств концептуальной историографии. Историография и идеология. Российская историография и «русская историческая школа». Т.Н. Грановский. В.И. Герье. В.О. Ключевский. Н.И. Кареев. П.Г. Виноградов. И.В. Лучицкий. М.М. Ковалевский. ТЕМА 4. Правила профессионального исторического сообщества в ХХ веке. Представления о предмете изучения и труде историка, о нормах исторического познания и объяснения. Историк как медиатор; принцип созидании истории такой, какой она была на основе объективного, критического изучения источников. Историография как научное постижение прошлого и прошлое как научная историография. Конвенциональность языка объяснения и описания в историческом нарративе. Договорно- регламентирующий характер семантики базовых понятий и терминов внутри профессионального исторического сообщества. Основа конвенциональности - монопольное положение принципов объективизма в исторической профессии (аксиома объективной исторической реальности, постулат субъектно-объектной дихотомии, право историка, опираясь на источники, говорить и писать от имени прошлого). Генерализирующий и индивидуализирующий подходы к объяснению и описанию прошлого. Их различие и общие черты. Динамика этих подходов в профессиональной историографии в ХХ веке. Советская историография. «Историческая школа М.Н. Покровского». ТЕМА 5. Концепты национальная историография, направление, школа в историографии середины и второй половины ХХ века. Объем понятия национальная историография и его изменение в условиях общенаучной революции середины ХХ в., развития системы научных коммуникаций и академической интеграции. Понятия направление и школа в профессиональной историографии. Школа культурно-исторического синтеза. Я. Буркхард. К. Лампрехт. А. Берр. Школа Анналов во Франции. М. Блок. Л. Февр. Ф. Бродель. Школа новой истории в США. К. Беккер. Ч. Бирд. Конвенциональность, универсализм, интертекстуальность vs историко- и социо-культурного своеобразия интеллектуальной среды в разных регионах и странах Европы и Америки. Феномен филиации идей и взаимообогащения интеллектуального опыта. Идеология и теоретико-методологические основы исторического знания в ХХ в. Консервативная, либеральная, (лево- и право-радикальная, марксистская академическая историография. ТЕМА 6. Феномен новой исторической науки в историографии ХХ в. Понятия старая и новая наука в историографии ХХ века, историческая и культурная обусловленность их содержания. Качание маятника между генерализирующей и индивидуализирующей историографией внутри исторического сообщества. Идеологические и нравственно-религиозные искания историков середины ХХ века в связи с новой социально-политической и научно-технологической ситуацией в мире. Постижение истории А. Тойнби. Христианская история Г. Баттерфилда. Утверждение принципов нового социоисторизма (нового исторического позитивизма) в европейской и американской историографии в 50 - 60е годы ХХ века. Роль теории экономического роста, индустриального и постиндустриального общества, теории модернизации и пр. в подтверждении принципов объективизма и натурализма. Новая апология жизнеспособности социально-научной теории в историографии. Социологизация других областей социально-гуманитарного знания (структурная антропология, структурная лингвистика, социолингвистика, семиотика, структурно-семиотический подход в литературной критике, социальная психология, социальная география, и пр.). Тотальная социологизация как возможность установления прозрачных границ между дисциплинами и - распространение междисциплинарности в социально-гуманитарном знании. Когнитивизация социальных наук и гуманитарного знания. Закрепление междисциплинарной практики в гуманитарной сфере средствами теорий информации и коммуникации. Вторжение в историографию 60 - 70х годов дисциплинарных концептов, подходов и методов из антропологии, психологии, лингвистики, литературной критики. Самосознание новой экономической истории, новой социальной истории, новой политической истории, новой культурной истории в третьей четверти ХХ века. Предмет, методы, проблемные поля, язык. Институты новой исторической науки. Оптимизм и разочарования в достижении нового исторического синтеза. ТЕМА 7. Академическая историография и вызов постмодернизма. Предчувствие и признаки постмодернистского состояния. Воздействие постструктурализма и деконструктивизма на академическую историографию последней трети ХХ века. Значение трудов Р. Барта, М. Фуко, Ж. Деррида для современного исторического знания. Изменение представлений о научности в профессиональном историческом сообществе. Феномен лингвистического поворота в гуманитарном знании и его проявления в исторической науке. Работы Х. Уайта и Д. Ла Капры. Роль литературной теории в современных исторических исследованиях. Р. Шартье. М.М. Бахтин. Основы антиобъективистской новой интеллектуальной истории и ее модификации в американской и западноевропейской историографии. Формирование нарративной философии истории. Труды Ф. Анкерсмита, Г. Келлнера. Проблематизация понятий историческая реальность, исторический факт, историческое свидетельство, исторический нарратив. Особенности взаимоотношений нормальной исторической науки с постмодернистским направлением в историографии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Репина Л.П. История исторического знания. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2004. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. 2. Бокль Г.Т. История цивилизации в Англии. В 2 т. М., 2002. 3. Иосиф Флавий. Иудейская война. М., 2004. 4. Иосиф Флавий. Иудейские древности. М., 2004. 5. Источниковедение истории южных и западных славян. Феодальный период. М., 1999. 6. Портреты историков. В 2 т. М.-Иерусалим, 2000.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М. 1964. 2. Вжозек В. Историография как игра метафор: судьбы новой исторической науки // Одиссей. 1991. М. 1991. 3. Визгин В.П. Постструктуралистская методология истории: достижения и пределы // Одиссей. 1996. М. 1996. 4. Григорьева И.В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М. 1984. 5. Гавришина О.В. Историческая наука в ситуации постмодерна: по материалам работы Ф.Р.Анкерсмита Эффект реальности в трудах историков // Культура и общество в средние века - раннее новое время. Методология и методики современных зарубежных и отечественных исследований. М. 1998. 6. Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988, №1. 7. Гуревич А.Я. Историк конца ХХ века в поисках метода // Одиссей. 1996. М. 1996. 8. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М. 1978. 9. Зверева Г.И. Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории // Одиссей. 1996. М. 1996. 10. Зверева Г.И. Обращаясь к себе: самопознание профессиональной историографии конца ХХ века // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. - 1/99. - М. 1999. 11. Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки / отв.ред. И.С.Галкин. М. 1977. 12. Историография истории нового времени стран Европы и Америки / Отв. ред. И.П.Дементьев. М. 1990. 13. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Отв. ред. И.П.Дементьев, А.И.Патрушев. М. 2000. 14. Кнабе Г.С. Общественно-историческое познание второй половины ХХ века, его тупики и возможности их преодоления // Одиссей. 1993. М. 1994. 15. Мучник В.М. Историческое сознание на пороге XXI века. От логоса к мифу // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 25. Томск. 1999. 16. Мучник В.М., Николаева И.Ю. От классики к постмодерну: о тенденциях развития современной западной исторической мысли // К новому пониманию человека в истории. Томск. 1994. 17. Организация исторической науки в странах Западной Европы / отв.ред. В.В.Согрин. М. 1988. 18. Репина Л.П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей. 1996. М. 1996. 19. Репина Л.П. Новая историческая наука и социальная история. М. 1998. 20. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М. 1997. 21. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы Анналов. М. 1993. 22. Ястребицкая А.Л. Культурное измерение историографического // Культура и общество в средние века - раннее новое время. Методология и методики современных зарубежных и отечественных исследований. М. 1998. 23. Appleby J., Hunt L., Jacob M. Telling the Truth about History. Lnd.-N.Y. 1995. 24. Breisach E. Historiography. Ancient, Medieval and Modern. Chicago. 1983. 25. Certeau de M. The Writing of History. N.Y. 1988. 26. Foucault and the Writing of Hiistory / ed. J.Goldstein. Lnd. 1994. 27. Jenkins K. On What is History? From Carr and Elton to Rorty and White. Lnd - N.Y. 1996. 28. Modern European Intellectual History. Reappraisals and New Perspectives / eds. D.LaCapra et al. Ithaca. 1982. 29. A New Philosophy of History / eds. F.Ankersmit, H. Kellner. Lnd. 1995. 30. Novick P. That Noble Dream. The Objectivity Question and the American Historical Profession. Cambr.-N.Y. 1988. 31. New Perspectives on Historical Writing / ed. P.Burke. Cambr. 1995. 32. The New Cultural History / ed. L.Hunt. Berkeley. 1989. 33. Post-Structuralism and the Question of History / eds. D.Attridge et al. Cambridge. 1987. 34. Tosh J. The Pursuit of History: Aims, Methods and New Directions in the Study of Modern History. L. 1984. 35. White H. Metahistory. Historical Imagination in the XIXth century. Baltimore. 1973.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. В процессе чтения курса предполагается проведение коллоквиумов по учебной и научной литературе, указанной в списке. Выбор текстов для коллоквиумов обусловливается необходимостью усвоения студентами базовых понятий и концепций историографии, проблем теории и методологии исторического знания, вопросов, касающихся направлений и динамики историографических процессов. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К КУРСУ. 1. Основные подходы к изучению истории исторической науки. 2. Историческое сознание и историческая память. 3. Историческое сознание и историческая наука. 4. Событие и факт. Хронология и периодизация. 5. Жанр всемирной истории. История и литература. 6. Греческая историография. 7. Культура историописания римских авторов. 8. Характерные черты и особенности христианской средневековой историографии. 9. Историография в контексте культуры гуманизма и Возрождения. 10. Византийская историография. 11. История еврейского исторического знания. 12. Древнерусские исторические сочинения. 13. Формы и способы историописания в раннее Новое время. 14. Историография в контексте культуры Просвещения. 15. Характерные черты романтической историографии. 16. Принцип объективности в исследовании истории. Черты и свойства позитивистской историографии. 17. Проблемы профессионализации исторического знания в XIX в. 18. Структура и объем политической историографии в первой половине ХХ в. 19. Содержание и институционализация экономической истории в конце XIX - первой половине ХХ в. 20. Утверждение социальной и культурной истории в первой половине ХХ в. 21. Представления о предмете изучения и труде историка, о нормах исторического познания и объяснения в профессиональной историографии ХХ в. 22. Характеристика исторического метода и его модификаций в профессиональной историографии конца XIX - первой половины ХХ в. 23. Характеристика историко-типологического и сравнительно-исторического методов в историографии. 24. Структурный метод в историографии и его разновидности. 25. Понятия направление и школа в профессиональной историографии. 26. Критика позитивизма в исторической профессии в первой половине ХХ в. 27. Воздействие философии жизни и неокантианства на историческую профессию. 28. Роль философской герменевтики в историографической культуре середины и второй половины ХХ в. 29. Новый социоисторизм (новый исторический позитивизм) в европейской и американской историографии в 50 - 60е гг. ХХ в. 30. Феномен междисциплинарности в профессиональной историографии середины ХХ в. 31. Характеристика новой социальной истории. 32. Характеристика новой культурной истории. 33. Воздействие постструктурализма и деконструктивизма на академическую историографию в последней трети ХХ века. 34. Феномен лингвистического поворота в гуманитарном знании и его проявления в исторической науке. 35. Формирование нарративной философии истории.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Рождение историографии в культуре античного мира: Геродот. Фукидид. Лукиан. Тацит. Иосиф Флавий. 2. Характерные черты и особенности христианской средневековой историографии: Аврелий Августин. Беда Достопочтенный. Григорий Турский. Гальфрид Монмутский. 3. Историография в контексте культуры гуманизма и Возрождения: Лоренцо Валла. Флавио Биондо. Жан Боден. Николо Макиавелли. Фрэнсис Бэкон. 4. Историография в контексте культуры Просвещения: С. Пуфендорф. Г. Болингброк. Вольтер. Д. Юм. Эдв. Гиббон. Уил. Робертсон. И.-Г. Гердер. В.Н. Татищев. М.М. Щербатов. М.В. Ломоносов. 5. Характерные черты романтической историографии: Л. фон Ранке. Л. Нибур. Ф. Гизо. Ж. Мишле. Т. Карлейль. В. Скотт. Н.М. Карамзин. М.Н. Погодин. Т.Н. Грановский. 6. Интерпретация исторического процесса в философских системах Х1Х в.: Г. Гегель. К. Маркс. Ф. Энгельс. Н.Я. Данилевский. Ф. Ницше. 7. Черты и свойства позитивистской историографии: Г. Бокль. Д. Грин. И. Тэн. А. Токвиль. И.Г. Дройзен. 8. Влияние философских направлений на предмет историографии и содержание познавательных подходов в исторической науке: В. Дильтей. Г. Риккерт. Б. Кроче. М. Вебер. Р. Коллингвуд. Й. Хейзинга. Ш. Ланглуа. Ш. Сеньобус. А.С. Лаппо-Данилевский. Р.Ю. Виппер. Л.П. Карсавин. 9. Российская историография и «русская историческая школа»: Т.Н. Грановский. В.И. Герье. В.О. Ключевский. Н.И. Кареев. П.Г. Виноградов. И.В. Лучицкий. М.М. Ковалевский. 10. Школа культурно-исторического синтеза: Я. Буркхард. К. Лампрехт. А. Берр. Школа Анналов во Франции: М. Блок. Л. Февр. Ф. Бродель. Школа новой истории в США: К. Беккер. Ч. Бирд. 11. Советская историография. «Историческая школа М.Н. Покровского». 12. Значение трудов Р. Барта, М. Фуко, Ж. Деррида для современного исторического знания.
13. Роль литературной теории в современных исторических исследованиях. Работы Х. Уайта и Д. Ла Капры. Р. Шартье. М.М. Бахтин.
14.Формирование нарративной философии истории. Труды Ф. Анкерсмита, Г. Келлнера. |