Международный Институт XXI Века
д.э.н., профессор Репникова В.М.
Содержание курса
Раздел 1. Менеджмент. 1.1. Основные понятия и категории менеджмента . Понятие менеджмент. Взаимосвязь основных категорий менеджмента: цель, предмет, субъекты, объекты. Виды и принципы менеджмента. Функции управления. Основные уровни управления. Системный подход в менеджменте. Понятие система. Основные элементы системы управления: цель управления, процесс управления, механизм управления. Виды структур управления. Внутрисистемные контуры управления: управление ресурсами, процессами, объектами. Внесистемные контуры управления: управление потребностями и потреблением, источниками ресурсов и поставками, связями со смежными производственными и общественными системами.
1.2. Формирование науки управления и эволюция менеджмента. История развития управленческой мысли в России и за рубежом. Развитие школ управления и эволюция управляющих систем. Классический менеджмент. Промышленная инженерия. Администрирование. Бюрократические модели. Психотехника. Human Relations-доктрина человеческих отношений. Managment ohne Hierarie (менеджмент без иерархии).
1.3. Понятие и сущность организации. Понятие организации. Виды организаций. Элементы организаций. Функциональные области деятельности организаций. Жизненный цикл организации. Основы построения и развития организаций. А.А. Богданов и его организационная наука. Законы организации и их взаимодействие. Механистическая и органическая организационные системы. Традиционная, дивизиональная и матричная схемы организаций. Корпоративная и индивидуалистическая организации. Новое в типах организаций. Адаптация к рынку. Организационное проектирование. Методические, организационные и правовые процедуры формирования организаций.
1.4. Управленческое решение. Понятие управленческое решение. Процесс метауправления. Технология выработки и принятия управленческого решения. Информация в управлении. Требования, предъявляемые к информации в управлении. Условия, в которых принимается управленческое решение: условия определенности, неопределенности, условия риска. Методы выработки и принятия управленческих решений. Методы моделирования.
1.5. Менеджеры в организации. Содержание труда менеджера. Типы менеджеров. Требования к менеджерам. Основные качества личности менеджеров. Современная модель менеджера. Руководство, власть, лидерство. Традиционные концепции лидерства. Концепция ситуационного лидерства. Феномен власти в менеджменте. Новое в теориях лидерства.
1.6. Коммуникации в менеджменте. Понятие и сущность коммуникации. Цели коммуникации. Виды коммуникаций. Значение коммуникаций в организации. Коммуникационный процесс. Этапы коммуникационного процесса. Содержание элементов коммуникационного процесса. Информационные системы в коммуникациях: локальные, корпоративные, глобальные.
1.7. Основные модели менеджмента. Менеджмент на основе инструкций и контроля. Менеджмент посредством мотивации. Менеджмент на основе делегирования. Менеджмент на основе вмешательства в исключительных случаях и т.д. 15 основных моделей. .
1.8. Стратегический менеджмент. Стратегическая цель. Виды стратегий. Фазы развития стратегического менеджмента. Сценарий стратегического управления и его этапы. Философия организации. Стратегическая линия организации. Предпринимательские намерения организации. Программа PIMS.
Вопросы(примерные) по экзамену дисциплины - "Менеджмент".
26. Признаки эффективного менеджмента по Скотт Синку. ЛитиратураНормативная Гражданский Кодекс Российской Федерации. - Ч. 1. - М., 1994.
Основная
А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2000 Менеджмент организации: Учебное пособие/ Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1996
|