Международный Институт
XXI Века
«Поведение Потребителей»
Рабочая
программа
1. 1. Цель
преподавания дисциплины
Цель преподавания дисциплины –
получение студентами (обучаемыми)
теоретических и практических знаний, позволяющих системно
анализировать и прогнозировать поведение потребителей (индивидов,
групп и организаций) с учетом их внутриличностных, типологических и
социокультурных особенностей, ресурсов; осуществлять сегментацию
рынка товаров и услуг с учетом экономических и психологических
показателей; влиять на поведение потребителей в сфере
коммуникации и рекламы.
1.2. Задачи изучения дисциплины.
·
знакомство с основными
этапами развития поведения потребителей как отрасли экономической
психологии за рубежом и в России, ее методологическими корнями
(бихевиоризмом, деятельностным подходом, маркетинговыми концепциями),
теоретическими и прикладными задачами;
·
знакомство с моделями
поведения потребителей, его внешними и внутренними детерминантами,
моделями принятия решений, а также искусственными (реклама,
PR,
мерчендайзинг) и естественными механизмами (экономической социализации,
группового влияния, коммуникации) влияния на мотивацию и поведение
потребителей;
·
выявление специфических
особенностей поведения российских потребителей, а также других категорий
потребителей;
·
формирование навыков
планирования и проведения исследований с целью изучения поведения
потребителей с использованием количественных и качественных методов
(опросы, фокус-группы, личностные опросники, проективные методики,
экспериментальные методы);
·
диагностика и развитие у
студентов профессионально необходимых психологических навыков и умений
таких, как навыков установления психологического контакта, активного
слушания, навыков поведения в конфликтной ситуации, навыков
переговорного процесса и прямых продаж, первичных навыков экспертизы
рекламной продукции.
1.3.
Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной
дисциплины
Для
усвоения курса «Поведение потребителей» необходимо предварительное
усвоение дисциплин: «Психология и педагогика», «Маркетинг»,
«Социология», «Математическая статистика в экономике и маркетинге»,
«Культурология». Рекомендуется преподавание дисциплины либо параллельно,
либо перед курсом «PR-деятельность
и Реклама».
В курсе использован современный
отечественный и зарубежный опыт в области экономической психологии и
маркетинга.
1.4. Методы обучения:
В курсе предусматривается использование различных методов обучения.
Наиболее важные теоретические вопросы будут рассмотрены в ходе лекций и
проблемных дискуссий. Практические навыки будут формироваться при помощи
следующих методов: ролевое и деловое моделирование, фокус-группы,
лабораторные работы, решение кейс-заданий, выполнение творческих
самостоятельных заданий.
2. Содержание программы
2.1. Тематический план
№ |
Наименование раздела |
Всего
часов |
Аудиторных |
сам.
работа |
Форма
промежуточного контроля |
лекции |
практич.
занятия |
1. |
Поведение потребителей как
отрасль экономической психологии |
2 |
2 |
0 |
5 |
Решение
задач |
2. |
Общие модели потребительского
поведения, его внешние и внутренние детерминанты. |
6 |
6 |
0 |
10 |
Тестирование |
3. |
Мотивация потребительского
поведения |
10 |
6 |
4 |
15 |
Отчет по Л/р |
4 |
Процесс принятия
решений потребителем, механизмы и барьеры влияния |
6 |
4 |
2 |
10 |
Отчет по Л/р |
5. |
Реклама,
PR-деятельность, мерчендайзинг как искусственные средства
воздействия на потребителя |
6 |
0 |
6 |
20 |
Творческая разработка, коллекция |
6 |
Социокультурные механизмы
формирования личности и поведения потребителя. |
12 |
6 |
6 |
10 |
Отчет о л/р, творч.задание |
7. |
Покупка, потребление и
постпокупочное поведение |
7 |
0 |
7 |
5 |
Участие в тренинге |
8. |
Организация как потребитель |
1 |
0 |
1 |
5 |
Участие в дискуссии |
9. |
Особенности отдельных категорий
потребителей |
0 |
0 |
0 |
20 |
Реферат |
|
ИТОГО: 150 часов |
50 |
24 |
26 |
100 |
Зачет |
2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных и
практических занятий
№ темы |
Наименование тем,
их содержание |
Объем в часах лекционных занятий |
Объем в часах практических
занятий |
1. |
Поведение потребителей как отрасль
экономической психологии |
2 |
|
1.1. |
Основные этапы
развития «Поведения потребителей» как отрасли экономической
психологии за рубежом и в России.
Ее теоретические и прикладные задачи,
различия подходов маркетологов и психологов.
«Потребитель», «покупатель», «клиент» -
соотнесение понятий |
2 |
|
2.
|
Общие модели
потребительского поведения, его внешние и внутренние
детерминанты. |
6 |
|
2.1.
|
«Поведение» и
«деятельность» с общеметодологических позиций:
- бихевиоризм и
необихевиоризм: родоначальники, основные положения, структура
поведенческого акта, виды поведения, модель Ф.Котлера;
- когнитивный
подход: основные положения, их применение в маркетинговых
моделях Андриасена, Ховарда – Шеса, модели Энджела, модели
Бетмана. |
2 |
|
2.2. |
-
деятельностный подход отечественной психологии, структура
деятельности, виды деятельности;
-
психофизиологические основы поведения и деятельности
(функциональные системы Анохина, доминанты Ухтомского),
системно-информационные модель Никосиа; |
2 |
|
2.3. |
Психические
свойства, процессы и состояния в контексте моделей
потребительского поведения. |
2 |
|
3. |
Мотивация потребительского поведения |
6 |
4 |
3.1.
|
Психоанализ и его применение в бизнесе и
рекламе: З.Фрейд, основные положения психоанализа
(топографическая модель психики, структурная модель личности,
психический детерминизм, психологические защиты), Э.Дихтер и его
Институт мотивации потребителей |
2 |
|
3.2. |
Классификации потребностей и мотивов
потребительского поведения: А.Маслоу, Мак-Клеланда, Мак-Гира,
мотивационный конфликт в рамках концепции полевого поведения
К.Левина, концепция Герберта Кругмана, потребности и мотивы в
отечественной психологии |
2 |
|
3.3. |
Методы исследования мотивации потребителя:
глубинные интервью, ассоциативный эксперимент, проективные
методики (ТАТ, незаконченные предложения), опросники, метод
третьего лица, наблюдение за использованием, контент-анализ)
Исследования мотивации российских потребителей. |
2 |
4 |
4. |
Процесс принятия решений потребителем,
механизмы и барьеры влияния |
4 |
2 |
4.1. |
Общие модели принятия решения потребителем,
критерии и оценка вариантов. Рациональность/ иррациональность
потребительского решения. Работы Д.Канемана.
Знания потребителя как факторы,
опосредующие принятие решения. Механизм убеждения в
коммуникации. Когнитивные стратегии обучения потребителя. |
2 |
|
4.2. |
Отношения и установки (стереотипы)
потребителя как факторы, опосредующие принятие решения: понятия,
классификации. Ригидность и ригидное потребительское поведение.
Механизмы подражания и заражения. Бихевиоральные стратегии
обучения потребителя. |
2 |
|
4.3. |
Фокус-группы как метод выявления установок
и отношений потребителя |
|
2 |
5. |
Реклама, PR-деятельность,
мерчендайзинг как искусственные средства воздействия на
потребителя. |
|
6 |
5.1. |
Цели рекламного сообщения, формы рекламы,
формула ВИЖД.
Закономерности и возможности воздействия на
уровне ощущений. Подпороговое воздействие. |
|
1 |
5. 2. |
Внимание и приемы привлечения внимания |
|
1 |
5.3. |
Свойства и закономерности восприятия и их
применение в рекламе и маркетинге. Цвет и форма в рекламе.
Восприятие цены. |
|
2 |
5.4. |
Имидж и технологии его формирования.
Процессы и законы памяти и их применение |
|
2 |
6. |
Социокультурные механизмы формирования
поведения и личности потребителя. |
6 |
6 |
6.1. |
Личность потребителя с позиций
отечественной психологии (самосознание, локус контроля,
ценностно-целевая сфера) и с позиций теории черт в западной
психологии, типы личности.
Социализация личности в группе (модель
Петровского). Феномены конформизма, влияния авторитета,
деиндивидуализации. |
2 |
2 |
6.2. |
Экономическая социализация личности и ее
институты: семья, дет.сад, школа, референтная группа, этнос.
|
2 |
|
6.3. |
Социально-экономическая стратификация
российского и западного общества. Ресурсы потребителей. Личность
и ее отношение к деньгам, расточительное и бережливое поведение |
2 |
|
6.4. |
Личность и стиль жизни. Психографика
(сегментирование, VALS,
VALS2, LOV.
Потенциально обсуждаемые переменные. Опыт российских
исследований. |
|
4 |
7. |
Покупка, потребление и
постпокупочное поведение. |
|
7 |
7.1. |
Ситуация покупки:
информационная, розничная среда, фактор времени, фактор
вовлеченности. |
|
1 |
7.2. |
«Покупатель» и «продавец» в
системе межличностной коммуникации: приемы установления
психологического контакта, приемы предложения, работа с
возражениями, экспресс-диагностика личности покупателя. |
|
4 |
7.3. |
Ситуация использования. Виды
потребления. Удовлетворение/неудовлетворение, система
эмоциональной оценки. Фрустрация ожиданий и реакция на нее
(модель Розенцвейга). |
|
1 |
7.4. |
Конфликт с потребителем,
стратегии поведения в конфликте (модель Томаса-Килмена), его
права, «образы потребителя», этика бизнеса, ситуация нанесения
«морального вреда». |
|
1 |
8. |
Организация как потребитель,
специфика процесса выбора и принятия решения. Организационная
культура, стиль руководства и менеджмент в этом процессе. |
|
1 |
9. |
Особенности отдельных категорий
потребителей: россияне, гендерные особенности; возрастные
особенности; этнические особенности; профессиональные
особенности. |
|
0 |
|
Всего: |
24 |
26 |
2.2.
Практические занятия, форма их проведения, содержание, объем в часах
№ темы |
№ занятия по теме |
Наименование тем, их
содержание и форма
проведения |
Объем в часах |
3.3. |
1
2 |
Общий обзор методов исследования мотивации
потребителя и с примерами из зарубежных и отечественных
исследований
Л/р 1. Ассоциативный эксперимент
Л/р 2. Методика незаконченных предложений
Сакса и Леви
Л/р 3 Л/р Опросники мотивации |
4 |
4.3. |
1 |
Знакомство с
принципами и правилами проведения фокус-групп. Проведение
фокус-группы с обсуждением конкретных товаров и реклам |
2 |
5.1. |
1
2
3.
4.
|
Семинар: «Цели рекламного сообщения, формы
рекламы, формула ВИЖД. Закономерности и возможности воздействия
на уровне ощущений. Подпороговое воздействие». Анализ реклам и
рекламных объявлений с использованием приемов привлечения
внимания
Анализ реклам и рекламных объявлений с
использованием закономерностей и свойств восприятия. Анализ
бренда и названия для нового товара.
Л/р «Экспериментальные методы исследования
особенностей восприятия
Анализ медиаплана с учетом закономерностей
памяти. |
6 |
6.1. |
1
2. |
Самодиагностика с использованием методик
Кеттела, Айзенка, Кейерси
Разбор опыта сегментирования рынка с
использованием экономических и психологических показателей |
4 |
7 |
1.
2,3
4 |
Самодиагностика с использованием методик
Розенцвейга и Томаса-Киллмена
Тренинг эффективных продаж
Решение и обсуждение задач на этику
бизнес-поведения.
Обсуждение прав потребителей |
7 |
8. |
1.
|
Групповая дискуссия «Специфика
организационного поведения как потребителя» |
1 |
|
|
Всего: |
26 |
2.3. Задания
для самостоятельной работы студентов
№ темы |
Наименование тем, их
содержание |
Объем в часах |
1 |
Работа с литературой |
5 |
2 |
Работа с литературой, подготовка к тестированию |
10 |
3 |
Подготовка отчетов по лабораторным работам |
15 |
4 |
Самостоятельное проведение фокус-группы и
подготовка отчета |
10 |
5 |
Разработка реклам и рекламных объявлений с
использованием приемов привлечения внимания
Разработка бренда и названия для нового
товара, реклам.
Подготовка отчета о лабораторной работы
Разработка медиаплана с учетом
закономерностей памяти. |
20 |
6 |
Подготовка заключения по данным
самодиагностики |
10 |
7 |
Подготовка заключения по данным
самодиагностики
Знакомство с правами потребителей по
литературе |
5 |
8 |
Подготовка к дикуссии |
5 |
9 |
Подготовка реферата |
20 |
|
Всего: |
100 |
2.4. Курсовых
работ не предусмотрено
3.1. Основная литература
- Энджел Д.,
Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей. – СПб.: Питер, 1999.
- Статт Д.
Психология потребителя. – СПб.: Питер, 2003. – 446 с.
- Алешина И.В.
Поведение потребителей: учебное пособие для ВУЗов. – М.: ФАИР-ПРЕСС,
1999.
3.2.
Дополнительная литература
-
Айзенк Г., Айзенк М. Исследования
человеческой психики: почему мы ведем себя именно так.– М.:
Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. – 480 с.
- Бардиер Г.
Поведение потребителей (глава) //Бизнес-психология. – М.: Генезис,
2002.
- Васильев Г.А.
Поведение потребителей: учебное пособие. – М.: Вузовский учебник,
ВЗФЭИ, 2005. – 240 с.
- Вебли П.,
Бергойн К., Ли С. И др. Экономическое поведение в течение жизни//
Экономическая психология в структуре жизненных реалий. – Иркутск:
Издательство ИГЭА, 2001. – С.86-124.
- Гермогенова Л.
Рекламный маркетинг для русского бизнеса// Психология бизнеса:
хрестоматия. – Мн.: Харвест, 1998. – С.68-92.
- Гермогенова
Л.Ю. Эффективная реклама в России: Практика и рекомендации. – М.:
«РусПартнер ЛТД», 1994.
- Дейнека О.С.
Потребительское поведение// Экономическая психология:
социально-психологические проблемы. – СПб.: СПбГУ, 1999. – 240 с.
- Емельянов
Е.Н., Поварницына С.Е. Психология маркетинга. Формирование
маркетингового мышления// Введение в практическую социальную
психологию. – М.: Смысл, 1996. – С.47-68.
- Зазыкин В.
Взаимодействие в системе «реклама-потребитель»// Психология бизнеса:
хрестоматия. – Мн.: Харвест, 1998. – С.92-154.
- Канеман Д.
Рациональность и // Вопросы психологии.
-
Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д. Собственность: психолого-экономический
анализ. – Иркутск: Издательство БГУЭП, 2003. – 316 с.
- Кийосаки Р.Т.,
Лектер Ш.Л. Богатый папа, бедный папа. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. –
272 с.
- Китов А.И.
Экономическая психология. – М.: Экономика, 1987. – 303 с.
- Козырев А.А.
Мотивация потребителей. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2003 –
384 с.
- Котлер Ф.
Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 1998.
- Крылов И.В.
Маркетинг. – Москва: Центр, 1998. – 192 с.
- Лыгина Н.И.,
Макарова Т.Н. Поведение потребителей: Учебник. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М,
2005. – 208 с.
- Майерс Д.
Социальная психология.– СПб.: Питер, 1997.*
- Маккей Х. Как
уцелеть среди акул: опередить конкурентов в умении продавать,
руководить, стимулировать, заключать сделки. – М: Академия
менеджмента, Москва, 1993.- 169 с.
- Мельникова
О.Т. Фокус-группы в маркетинговых исследованиях: методология и
техники качественных исследований в социальной психологии. – М.:
Академия, 2003. – 272 с.
- Мокшанцев Р.М.
Психология рекламы. – Новосибирск-Москва, 2000.*
- Морган Р. Как
надо убеждать клиента// Психология бизнеса: хрестоматия. – Мн.:
Харвест, 1998. – С.311-340.
- Нефф Т.,
Ситрин Д. Уроки лидерства. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Полякова Н.В.
Экономическое поведение. – Иркутск: Издательство ИГЭА, 1998. – 236
с.
-
Потребительское поведение индивида: его внутренние и внешние
детерминанты (раздел 4)// Экономическая психология: актуальные
теоретические и прикладные проблемы: материалы 5-ой
научно-практической конференции. – Иркутск: 2004. – С.161-221.(18
статей)
-
Проблемы экономической
психологии/ под ред. А.Л.Журавлева, Купрейченко А.Б. – М.: ИП РАН,
2004. – 620 с.
- Процедуры и
методы исследования в психологии управления и экономической
психологии. – Иркутск, Издательство БГУЭП, 2005. – 247 с.
-
Психографический подход в анализе экономического поведения, рекламы
и маркетинга (раздел 3)// Экономическая психология: актуальные
теоретические и прикладные проблемы: материалы 4-ой международной
научно-практ. конференции. – Иркутск: БГУЭП, 2003. – С.149-209. (16
статей)
- Смолл М. Как
делать деньги. – М.: Молодая гвардия, 1991. – С.43-219.
30.
Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология:
практический курс. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,, 2001. – 528 с.
- Социальная
психология экономического поведения/ под ред. А.Л.Журавлева,
Е.В.Шороховой, М.: Наука, 1999. – 237 с.
- Старобинский
Э.Е. Самоучитель по рекламе. – М.: 1996.
- Уэллс У.,
Бернет Д., Мориарти С. Потребительская аудитория (глава 5)//
Реклама: принципы и практика. – СПб.: Питер, 1999.- С.185-232.
- Федько Н.Г.,
Федько В.П. Поведение потребителей: учебное пособие. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 352 с.
- Феофанов О.
Реклама: новые технологии в России. – Питер, 2000.*
- Фернхем А.,
Хейвен П. Личность и поведение потребителей// Личность и социальное
поведение. – СПб.: Питер, 2001. – С.273-309.
-
Фернхем Психографика:
типы личности.
- Хилл Н. Думай
и богатей. – М.: Начала-пресс, 1992. – 160 с.
- Чалдини Р.
Психология влияния. – СПб.: Питер, 1998.*
- Шульгина Л.В.
Личное потребление и его формы (экономический и психологический
аспекты). – Воронеж: Издательство ВГТА, 2002. – 240 с.
- Шульц Д, Шульц
С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998. - 528 с.
-
Экономическая
психология: современные проблемы и перспективы развития»; этап
2003 г.:
материалы конференции 28-31 октября 2003. – СПб.: Издательство
СПбГУЭФ, 2003.
- Экономическая
психология: социокультурный подход/ под ред. И.В.Андреевой. – СПб.:
Питер, 2000. – 512 с.
-
Основные этапы развития «Поведения
потребителей» как отрасли экономической психологии за рубежом и в
России.
- Теоретические
и прикладные задачи «Поведения потребителей»
-
«Потребитель», «покупатель», «клиент» - соотнесение понятий
-
Бихевиоризм и необихевиоризм:
родоначальники, основные положения, структура поведенческого акта,
виды поведения, модель Ф.Котлера;
-
Когнитивный подход: основные
положения, их применение в маркетинговых моделях Андриасена, Ховарда
– Шеса, модели Энджела, модели Бетмана.
-
Деятельностный подход отечественной
психологии, структура деятельности, виды деятельности;
-
Психофизиологические основы
поведения и деятельности (функциональные системы Анохина, доминанты
Ухтомского), системно-информационные модель Никосиа;
-
Психические свойства, процессы и
состояния в контексте моделей потребительского поведения.
- Психоанализ и
его применение в бизнесе и рекламе: З.Фрейд как основатель
психоанализа, основные положения психоанализа (топографическая
модель психики, структурная модель личности, психический
детерминизм, психологические защиты).
- Классификации
потребностей и мотивов потребительского поведения: А.Маслоу,
Мак-Клеланда, Мак-Гира,
- Мотивационный
конфликт в рамках концепции полевого поведения К.Левина, концепция
Герберта Кругмана, потребности и мотивы в отечественной психологии
- Методы
исследования мотивации потребителя: глубинные интервью,
ассоциативный эксперимент, проективные методики (ТАТ, незаконченные
предложения), опросники, метод третьего лица, наблюдение за
использованием, контент-анализ) Исследования мотивации российских
потребителей.
- Общие модели
принятия решения потребителем, критерии и оценка вариантов.
-
Рациональность/ иррациональность потребительского решения. Работы
Д.Канемана.
- Знания
потребителя как факторы, опосредующие принятие решения. Механизм
убеждения в коммуникации. Когнитивные стратегии обучения
потребителя.
- Отношения и
установки (стереотипы) потребителя как факторы, опосредующие
принятие решения: понятия, классификации. Ригидность и ригидное
потребительское поведение. Механизмы подражания и заражения.
Бихевиоральные стратегии обучения потребителя.
- Фокус-группы
как метод выявления установок и отношений потребителя
- Цели
рекламного сообщения, формы рекламы, формула ВИЖД.
- Закономерности
и возможности воздействия на уровне ощущений. Подпороговое
воздействие.
- Внимание и
приемы привлечения внимания
- Свойства и
закономерности восприятия и их применение в рекламе и маркетинге.
Цвет и форма в рекламе. Восприятие цены.
- Имидж и
технологии его формирования.
- Процессы и
законы памяти и их применение
- Личность
потребителя с позиций отечественной психологии (самосознание, локус
контроля, ценностно-целевая сфера).
- Теория черт в
западной психологии, типы личности.
- Социализация
личности в группе (модель Петровского). Феномены конформизма,
влияния авторитета, деиндивидуализации.
- Экономическая
социализация личности и ее институты: семья, дет.сад, школа,
референтная группа, этнос.
-
Социально-экономическая стратификация российского и западного
общества. Ресурсы потребителей.
- Личность и ее
отношение к деньгам, расточительное и бережливое поведение
- Личность и
стиль жизни.
- Психографика
(сегментирование,
VALS,
VALS2,
LOV.
Потенциально обсуждаемые переменные. Опыт российских исследований.
32.
Ситуация покупки: информационная, розничная среда, фактор
времени, фактор вовлеченности.
33.
«Покупатель» и «продавец» в системе межличностной коммуникации:
приемы установления психологического контакта, приемы предложения,
работа с возражениями, экспресс-диагностика личности покупателя.
34.
Ситуация использования. Виды потребления.
Удовлетворение/неудовлетворение, система эмоциональной оценки.
Фрустрация ожиданий и реакция на нее (модель Розенцвейга).
35.
Конфликт с потребителем, стратегии поведения в конфликте (модель
Томаса-Килмена), его права, «образы потребителя», этика бизнеса,
ситуация нанесения «морального вреда».
- Организация
как потребитель, специфика процесса выбора и принятия решения.
Организационная культура, стиль руководства и менеджмент в этом
процессе.
- Особенности
отдельных категорий потребителей: россияне, гендерные особенности;
возрастные особенности; этнические особенности; профессиональные
особенности.
4.
Методические рекомендации преподавателю
4.1. Структура аудиторных занятий
Курс «Поведения потребителей» в объеме
50 часов аудиторных занятий изучается на протяжении первого семестра
учебного года: 15 учебных недель. Учебным планом предусматривается __
час лекционных и __ час практических занятий в неделю.
4.2. Лекции
Курс лекций должен начинаться с
ознакомления студентов с перечнем всех изучаемых тем и списком основной
литературы, системой контроля знаний. Каждая тема должна начинаться с
перечисления всех изучаемых вопросов и списка дополнительной литературы.
Каждая лекция должна содержать не более
4 вопросов по теме. Вопросы в лекции должны формулироваться в той форме,
в которой они будут звучать на зачете. Начинать занятие рекомендуется с
краткого повтора основных положений прошлой лекции с четким обозначением
линии дальнейшего изложения.
Например: На прошлом занятии нами были
изучены вопросы …, мы выяснили, что …, мы установили …, мы подробно
рассмотрели следующие моменты... Есть ли вопросы по изученному
материалу? А теперь мы перейдем к следующему вопросу, который звучит так
…А теперь мы должны разобраться (постановка проблемного вопроса к
занятию): Как развивается личность?, Как управлять людьми с разными
темпераментами.
4.3. Практические занятия
При организации практических занятий
рекомендуется заранее знакомить студентов с предстоящей темой, для того,
чтобы они имели возможность подготовиться к нему, предупреждать их о
необходимом оборудовании.
Занятие рекомендуется начинать с
определения целей предлагаемой работы, а заканчивать подведением итогов.
В ходе занятия студенты должны выполнять различные виды деятельности (не
менее 3-х). Занятия проводятся в форме семинара, лабораторной работы,
тренинга, групповой дискуссии и др.
Преподаватель должен стимулировать
познавательную активность студентов, предлагая задавать вопросы по ходу
занятия и давая необходимые разъяснения.
4.4. Промежуточный контроль
Промежуточный контроль
рекомендуется осуществлять следующим образом: примерно один раз в 6
недель провести контрольную работу по всему пройденному за этот период
времени материалу. Для этого необходимо подготовить тестовые задания (с
вариантами ответов) – 10-20 вопросов. По результатам контрольной работы
проводится аттестация студентов, а ее результаты сообщаются в деканат.
4.5. Итоговый
контроль
Всего по курсу предусмотрен один зачет.
Он проводится в тестовой форме (40 вопросов с вариантами ответов).
Допуск к сдаче зачета осуществляется при выполнении всего объема
самостоятельной работы.
Вопросы, выносимые на зачет,
подготавливаются преподавателем, ведущим лекции, и утверждаются
заведующим кафедрой не позднее, чем за две недели до зачета. Перечень
вопросов сохраняется на протяжении учебного года, используется для
контроля знаний студентов, обучающихся по дневной, заочной и ускоренной
формам обучения.
Составитель
программы: Воронина Анна
Владимировна, канд.псих.наук.
|