Международный Институт XXI Века

 

 

 Физическое Воспитание

 

 

 

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

  • воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
  • сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
  • всесторонняя физическая подготовка студентов;
  • профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности;
  • приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
  • совершенствование спортивного мастерства студентов - спортсменов и судей;
  • совершенствование спортивного мастерства спортсменов;
  • воспитание у студентов убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Одной из главных задач высших заведений является физическая подготовка студентов.

В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно- массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза.

Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебном планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется студенческой поликлиникой и здравпунктом вуза.

Формы физического воспитания студентов

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.

Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

Программное построение курса физического воспитания

Содержание курса физического воспитания регламентируются государственной учебной программой для вузов "Физическое воспитания".

Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов.

Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путем самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.

Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включаются разделы:

  • гимнастика,
  • легкая атлетика,
  • плавание,
  • туризм,
  • спортивные игры.

В содержание практических занятий всех отделений включается также материал по профессионально-прикладной физической подготовке.

Наряду с учебным материалом для всех учебных отделений программа включает материал для специального учебного отделения и материал по всем видам спорта для учебного отделения спортивного совершенствования.

 

  Общая физическая подготовка: цели и задачи

 

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду).

 

1. Организация и руководство физическим воспитанием

 

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

всесторонняя физическая подготовка студентов;

профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;

приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;

воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов.

В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза.

Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.

Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

 

2. Формы физического воспитания студентов

 

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.

Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

 

3. Программное построение курса физического воспитания

 

Содержание курса физического воспитания регламентируются государственной учебной программой для вузов Физическое воспитание.

Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов.

Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.

Лекционный курс в объёме 20 часов рассчитан на два года обучения и состоит из восьми тем.

Первые четыре темы в объёме 10 часов читаются на первом курсе, а четыре последующие темы в таком же объёме - на втором курсе.

Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включаются разделы:

гимнастика,

лёгкая атлетика,

плавание,

лыжный спорт (для бесснежных районов - марш-бросок или велосипедный спорт),

туризм,

спортивные игры,

В содержание практических занятий всех отделений включается также материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым вузом применительно к профилирующим специальностям.

Наряду с учебным материалом для всех учебных отделений программа включает материал для специального учебного отделения и материал по видам спорта для учебного отделения спортивного совершенствования.

Программа определяет особенности обучения в каждом учебном отделении с учётом направленности их работы.

 

4. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях

 

Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов.

Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами физического воспитания.

Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий и учебно-спортивной базы.

Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.

Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное.

Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические задачи.

Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения.

Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.

Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года.

После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.

В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности на подготовительное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским группам.

Распределение по учебным группам этого отделения проводится с учётом пола и уровня физической подготовленности.

Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек.

В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса к занятиям спортом.

Студенты подготовительной медицинск ой группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы.

В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом.

Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения спортивного совершенствования.

На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.

Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов.

Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.

Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении преимущественно направлен на:

укрепление здоровья,

закаливание организма,

повышение уровня физической работоспособности;

возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;

приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.

Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.

Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были переведены в подготовительное учебное отделение.

Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.

 

5. Зачётные требования и обязанности студентов

 

Программой предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е. выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической подготовленности студентов выполняются только в условиях спортивных соревнований.

Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.

К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку.

Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в конце каждого семестра.

В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:

систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;

повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и совершенствовать спортивное мастерство;

выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому воспитанию в установленные сроки;

соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;

регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;

активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;

проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;

иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и спортивную обувь, соответствующие виду занятий.

Возрастное воспитание складывается не только из тренировки и развития их в образовательный период жизни (7 -25 лет), но и в дальнейший период (для людей среднего и пожилого возраста), что является вторым этапом в жизни человека при воспитании физических качеств.

 

6. Физиологические основы оздоровительной тренировки

 

Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня (100% ДМПК и выше), называется оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом - кондиционная тренировка). Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для людей среднего и пожилого возраста является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в современном обществе. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические изменения в организме в процессе инволюции. Все это обусловливает специфику занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.

В оздоровительной тренировке (так же, как и в спортивной) различают следующие основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность, периодичность занятий (количество раз в неделю), продолжительность интервалов отдыха между занятиями.


 

7. Тип нагрузки

 

Характер воздействия физической тренировки на организм зависит, прежде всего, от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью:

1 тип - циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;

2 тип - циклические упражнения смешанной аэробно- анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость;

3 тип - ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость. Однако оздоровительным и профилактическим эффектом в отношении атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний обладают лишь упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей и общей выносливости. (Это положение особо подчеркивается в рекомендациях Американского института спортивной медицины.) В связи с этим основу любой оздоровительной программы для людей среднего и пожилого возраста должны составлять циклические упражнения, аэробной направленности (К. Купер, 1970; Р. Хедман, 1980; А. Виру, 1988, и др.).

Исследования Б. А. Пироговой (1985) показали, что решающим фактором, определяющим физическую работоспособность людей среднего возраста, является именно общая выносливость, которая оценивается по величине МПК.

В среднем и пожилом возрасте на фоне увеличения объема упражнений для развития общей выносливости и гибкости снижается необходимость в нагрузках скоростно-силового характера (при полном исключении скоростных упражнений). Кроме того, у лиц старше 40 лет решающее значение приобретает снижение факторов риска ИБС (нормализация холестеринового обмена, артериального давления и массы тела), что возможно только при выполнении упражнений аэробной направленности на выносливость. Таким образом, основной тип нагрузки, используемый в оздоровительной физической культуре, - аэробные циклические упражнения. Наиболее доступным и эффективным из них является оздоровительный бег. В связи с этим физиологические основы тренировки будут рассмотрены на примере оздоровительного бега. В случае использования других циклических упражнений сохраняются те же принципы дозировки тренировочной нагрузки.

По степени воздействия на организм в оздоровительной физической культуре (так же, как и в спорте) различают пороговые, оптимальные, пиковые нагрузки, а также сверх нагрузки. Однако эти понятия относительно физической культуры имеют несколько иной физиологический смысл.

 

Пороговая нагрузка-это нагрузка, превышающая уровень привычной двигательной активности, та минимальная величина тренировочной нагрузки, которая дает необходимый оздоровительный эффект: возмещение недостающих энергозатрат, повышение функциональных возможностей организма и снижение факторов риска. С точки зрения возмещения недостающих энергозатрат пороговой является такая продолжительность нагрузки, такой объем бега, которые соответствуют расходу энергии не менее 2000 ккал в неделю. Такой расход энергии обеспечивается при беге продолжительностью около 3 ч (3 раза в неделю по 1 ч), или 30 км бега при средней скорости 10 км/ч, так как при беге в аэробном режиме расходуется примерно 1 ккал/кг на 1 км пути (0,98 у женщин и1,08 ккал/кг у мужчин).

Повышение функциональных возможностей наблюдается у начинающих бегунов при недельном объеме медленного бега, равном 15 км. Американские и японские ученые наблюдали повышение МПК на 14 "/о после завершения 12-недельной тренировочной программы, которая состояла из 5-километровых пробежек 3 раза в неделю (К. Купер, 1970). Французские ученые при принудительной тренировке животных на тредбане (3 раза в неделю по 30 мин) через 10 недель обнаружили значительное увеличение плотности капиллярного русла миокарда и коронарного кровотока. Нагрузки, вдвое меньшие по объему (по 15 мин), подобных изменений в миокарде не вызывали.

Снижение основных факторов риска также наблюдается при объеме бега не менее 15 км в неделю. Так, при выполнении стандартной тренировочной программы (бег 3 раза в неделю по 30 мин) отмечалось отчетливое понижение артериального давления до нормальных величин. Нормализация липидного обмена по всем показателям (холестерин, ЛИВ, ЛВП) отмечается при нагрузках свыше 2 ч в неделю. Сочетание таких тренировок с рациональным питанием позволяет успешно бороться с избыточной массой тела. Таким образом, минимальной нагрузкой для начинающих, необходимой для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и укрепления здоровья, следует считать 15 км бега в неделю, или 3 занятия по 30 мин.

Оптимальная нагрузка-это нагрузка такого объема и интенсивности, которая дает максимальный оздоровительный эффект для данного индивида. Зона оптимальных нагрузок ограничена снизу уровнем пороговых, а сверху - максимальных нагрузок. На основании многолетних наблюдений автором было выявлено, что оптимальные нагрузки для подготовленных бегунов составляют 40-6О мин 3-4 раза в неделю (в среднем 30- 40 км в неделю). Дальнейшее увеличение количества пробегаемых километров нецелесообразно, поскольку не только не способствует дополнительному приросту функциональных возможностей организма (МНЮ, но и создает опасность травматизма опорно-двигательного аппарата, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы (пропорционально росту тренировочных нагрузок). Так, Купер (1986) на основании данных Далласского центра аэробики отмечает рост травматизма опорно-двигательного аппарата при беге более 40 км в неделю. Наблюдалось улучшение психического состояния и настроения, а также снижение эмоциональной напряженности у женщин при недельном объеме бега до 40 км. Дальнейшее увеличение тренировочных нагрузок сопровождалось ухудшением психического состояния. При увеличении объема беговых нагрузок у молодых женщин до 50-60 км в неделю в ряде случаев отмечалось нарушение менструального цикла (в результате значительного снижения жирового компонента), что может стать причиной половой дисфункции. Некоторые авторы беговым "барьером" называют 90 км в неделю, превышение которого может привести к своеобразной "беговой наркомании" в результате чрезмерной гормональной стимуляции (выделение в кровь эндорфинов). Нельзя не учитывать также отрицательное влияние больших тренировочных нагрузок на иммунитет, обнаруженное многими учеными (Горшков, М. Я. Левин, 1984, и др.).

В связи с этим все, что выходит за рамки оптимальных тренировочных нагрузок, не является необходимым с точки зрения здоровья. Оптимальные нагрузки обеспечивают повышение аэробных возможностей, общей выносливости и работоспособности, т. е. уровня физического состояния и здоровья. Максимальная длина тренировочной дистанции в оздоровительном беге не должна превышать 20 км, поскольку с этого момента в результате истощения мышечного гликогена в энергообеспечение активно включаются жиры, что требует дополнительного расхода кислорода и приводит к накоплению в крови токсичных продуктов. Бег на 30-40 км требует повышения специальной марафонской выносливости, связанной с использованием свободных жирных кислот (СЖК), а не углеводов. Задача же оздоровительной физкультуры - укрепление здоровья путем развития общей (а не специальной) выносливости и работоспособности.

Проблемы марафонского бега. Преодоление марафонской дистанции является примером сверхнагрузки, которая может привести к длительному снижению работоспособности и истощению резервных возможностей организма. В связи с этим марафонская тренировка не может быть рекомендована для занятий оздоровительной физкультурой (тем более что она не приводит к увеличению "количества" здоровья) и не может рассматриваться как логическое завершение оздоровительного бега и высшая ступень здоровья. Более того, избыточные тренировочные нагрузки, по мнению некоторых авторов, не только не препятствуют развитию возрастных склеротических изменений, но и способствуют их быстрому прогрессированию (А. Г. Дембо, 1980, и др.).

В связи с этим целесообразно хотя бы вкратце остановиться на физиологических особенностях марафонского бега.

В последние годы марафонская дистанция становится все более популярной, несмотря на трудности, связанные с ее преодолением и экстремальным воздействием на организм. Бегу на сверхдлинные дистанции присущ аэробный характер энергообеспечения, однако соотношение использования углеводов и жиров для окисления различно в зависимости от длины дистанции, что связано с запасами мышечного гликогена. В мышцах нижних конечностей у спортсменов высокого класса содержится 2 % гликогена, а у любителей оздоровительного бега-всего 1,46%. Запасы мышечного гликогена не превышают 300-400 г, что соответствует 1200-1600 ккал (при окислении углеводов освобождается 4,1 ккал). Если учесть, что при аэробном беге расходуется 1 ккал/кг на 1 км пути, то спортсмену весом 60 кг этого количества энергии хватило бы на 20- 25 км. Таким образом, при беге на дистанцию до 20 км запасы мышечного гликогена полностью обеспечивают мышечную деятельность, и никаких проблем возмещения энергетических ресурсов не возникает, причем на долю углеводов приходится около 80 % общих энергозатрат, а на долю жиров-только 20%. При беге на 30 км и более запасов гликогена уже явно не хватает, и вклад жиров в энергообеспечение (за счет окисления СЖК) возрастает до 50 % и более. В крови накапливаются токсичные продукты обмена, отравляющие организм. При продолжительности бега 4 ч и более эти процессы достигают максимума и концентрация мочевины в крови (показатель интенсивности белкового обмена) достигает критических величин (Юммоль/л). Питание на дистанции не решает проблемы нехватки углеводов, так как по время бега процессы всасывания из желудка нарушены. У недостаточно подготовленных бегунов падение глюкозы в крови может достигать опасных величин - 40-4 в квадрате мг вместо 100мг% (норма).

Дополнительные трудности возникают также вследствие потери жидкости с потом - до 5-6 л, а в среднем - 3-4 % массы тела. Особенно опасен марафон при высокой температуре воздуха, что вызывает резкое повышение температуры тела. Испарение с поверхности тела 1 мл пота приводит к отдаче 0,5 ккал тепла. Потеря 3 л пота (средняя потеря во время марафонского забега) обеспечивает теплоотдачу около 1500ккал. Так, во время Бостонского марафона у бегунов 40-50 лет наблюдалось повышение температуры тела (по данным телеметрической регистрации) до 39-41 градусов (Магов, 1977). В связи с этим возрастала опасность теплового удара, особенно при недостаточной подготовленности; описаны даже случаи смерти от теплового удара во время марафона.

Отрицательное влияние на организм может оказать и подготовка к марафону, требующая значительного увеличения тренировочных нагрузок. Американские авторы Браун и Грэхем (1989) отмечают, что для успешного преодоления марафона необходимо последние 12 недель перед стартом бегать ежедневно минимум по 12 км или по 80-100 км в неделю, что значительно больше бегового оптимума (уже не оздоровительная, а профессиональная тренировка). У людей старше 40 лет такая нагрузка нередко приводит к перенапряжению миокарда, двигательного аппарата или центральной нервной системы.

Вот почему, прежде чем приступить к марафонской тренировке, необходимо решить, какую цель вы преследуете, и трезво взвесить свои возможности - с учетом физиологического эффекта марафона. Тем же, кто достаточно подготовлен и во что бы то ни стало решил подвергнуть себя этому нелегкому испытанию, необходимо пройти цикл специальной марафонской тренировки. Смысл ее состоит в том, чтобы безболезненно и как можно раньше "приучить" организм к использованию для энергообеспечения жиров (СЖК), сохраняя, таким образом, запасы гликогена в печени и мышцах и предотвращая резкое снижение глюкозы в крови (гипогликемию) и уровня работоспособности. Для этого необходимо постепенно увеличивать дистанцию воскресного бега до 30-38 км, не изменяя при этом объемы нагрузок в остальные дни. Это позволит избежать чрезмерного увеличения суммарного объема бега и перенапряжения опорно-двигательного аппарата.

 

8. Интенсивность нагрузки

 

Интенсивность нагрузки зависит от скорости бега и определяется по ЧСС или в процентах от МПК.

В зависимости от характера энергообеспечения все циклические упражнения делятся на четыре зоны тренировочного режима (рис. 9).

1. Анаэробный режим-скорость бега выше критической (выше уровня МНЮ, содержание молочной кислоты (лак тата) в крови достигает 15-25ммоль/л. В оздоровительной тренировке не используется.

2. Смешанный аэробно-анаэробный режим - скорость между уровнями ПАНО и МПК, лак- тат крови - от 5 до 15 ммоль/л. Периодически может использоваться хорошо подготовленными бегунами для развития специальной (скоростной) выносливости при подготовке к соревнованиям.

3. Аэробный режим-скорость между аэробным порогом и уровнем ПАНО (2.0-4.О ммоль/л). Используется для развития и поддержания уровня общей выносливости.

4. Восстановительный режим-скорость

ниже аэробного порога, лактат меньше 2 ммоль/л. Используется как метод реабилитации после перенесенных заболеваний.

Помимо оздоровительной тренировки, занятия физической культурой должны включать обучение основам психорегуляции, закаливания и массажа, а также грамотный самоконтроль и регулярный врачебный контроль. Только комплексный подход к проблемам массовой физкультуры может обеспечить эффективность занятий для коренного улучшения здоровья населения, а значит и физических качеств.

 

Учебные дисциплины

В рамках общего направления физического воспитания учебные занятия со студентами проводятся на всех факультетах университета на 1-3 курсах по следующим специализациям:

  атлетической гимнастике

  баскетболу

  волейболу

  лёгкой атлетике

  общей физической подготовке

  плаванию

  ритмической гимнастике

  спортивной гимнастике

  футболу

Студенты всех учебных отделений, выполнившие рабочую учебную программу на каждом семестре сдают зачет по физической культуре. Условием допуска к зачетным упражнениям является регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.

 

 

Общие зачетные требования по физвоспитанию

 

Зачетные требования включают:

  знания соответствующего теоретического и методико-практического разделов;

  владение жизненно необходимыми умениями и навыками;

  выполнение тестов по общей и специальной подготовки;

  посещение студентами не менее 90% занятий по физвоспитанию;

  участие в основных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях, проводимых кафедрой.

Оценка освоения учебного материала программы:

Оцениваются три раздела учебной деятельности:

  теоретические и методические знания, овладение методическими умениями и навыками;

  общая физическая и спортивно-техническая подготовка;

  жизненно необходимые умения и навыки.

По каждому из трех разделов выставляется отдельная оценка (экспертная оценка успешности освоения учебного материала и оценка результатов соответствующих тестов).
Общая оценка за семестр определяется средним арифметическим из положительных оценок по всем трем разделам учебной деятельности

  Оценка тестов общей подготовленности

  Обязательные тесты по общей физической подготовке

Зачет по теоретическому и методико-практическому разделам сдается устно преподавателю, либо в виде тестирования на компьютере.

Студенты специального отделения выполняют те разделы программы, требования и тесты, которые доступны им по состоянию здоровья. В конце каждого семестра они, а также освобожденные от практических занятий представляют тематические рефераты по теме, связанной с их индивидуальными отклонениями в состоянии здоровья. Ими выполняется тестирование на компьютере по одной из тем методико-практических занятий.

 

 

Контрольные упражнения и нормативы для определения специальной подготовленности студентов по атлетической гимнастике

Таблица 1.

 

Контрольные упражнения      

Курс

                            оценка                                            

 

 

 

5

4

3

2

1

Прыжок в длину с места толчком двух ног (см)

   1   

230

220

210

200

195

 

2

240

230

220

210

200

 

3

250

240

230

220

210

Подтягивание на перекладине  (кол. раз)

1

10

8

6

5

4

 

2

13

10

8

6

5

 

3

15

13

10

8

6

Силовое троеборье

1

2 юн. разряд

минус    2,5 кг

минус     5 кг

минус    7,5 кг

минус    10 кг

 

2

1 юн. разряд минус     5 кг

минус    7,5 кг

минус    10 кг

минус    12,5 кг

минус    15 кг

 

3

1 юн. разряд

минус    2,5 кг

минус     5 кг

минус    7,5 кг

минус    10 кг

Отжимания на брусьях (раз)

1

10

8

6

5

4

 

2

13

10

8

6

5

 

3

15

13

10

8

6

 

Обязательные тесты по общей физической подготовке и для определения уровня владения жизненно необходимыми умениями и навыками.

Таблица 2.

                                                    

Мужчины                         

 

            Оценки в очках              

  5   

  4   

  3   

  2   

  1   

 

1.

Бег 100 м (сек)

13,2

13,8

14,0

14,3

14,6

2.

Подтягивание в висе на перекладине

15

12

9

7

5

3.

Подъем туловища из положения лежа на спине, ноги закренлены, руки за головой (кол. раз)

60

50

40

30

20

4.

Бег 1000 м (мин. сек)

3,10

3,30

3,45

4,00

4,20

5.

Бег 500 м (мин. сек)

1,45

2,00

2,10

2,20

2,30

6.

Плавание 50 м (мин. сек)

0,40

0,44

0,48

0,57

б/в

 

 

Примечание: Тесты проводятся в начале года как контрольные, характеризующие подготовленность при при поступлении в ВУЗ, а также в конце - определяющие сдвиг за прошедший учебный период.

 

 

 

Контрольные упражнения и нормативы для определения специальной подготовленности студентов по легкой атлетике

Таблица 3.

 

Вид двигательного задания                                  

Курс

         оценка (в очках)        

 

 

 

5

4

3

2

1

Бег 30 м с высого старта (с)

   1   

4,5

4,6

4,8

4,9

5,0

 

2

4,4

4,5

4,7

4,8

4,9

 

3

4,3

4,4

4,6

4,7

4,8

Бег 30 м по движению (с)

1

4,2

4,3

4,5

4,6

4,9

 

2

4,1

4,2

4,4

4,5

4,8

 

3

4,0

4,1

4,3

4,4

4,7

Прыжок в длину с места с двух ног (см)

1

240

230

220

200

190

 

2

245

235

225

205

195

 

3

250

240

230

210

200

Наклон вперед из проложения седа (кол. раз за 60 с)*

1

45

40

38

35

30

 

2

50

45

43

40

35

 

3

55

50

48

45

40

Бег 100м с высокого старта (с)

1

13,5

13,8

14,1

14,5

15

 

2

13,0

13,5

13,8

14,1

14,8

 

3

12,7

13,2

13,5

13,8

14,5

Бег 1000м (мин,с)

1

3,15

3,20

3,25

3,30

3,40

 

2

3,10

3,15

3,20

3,25

3,35

 

3

3,00

3,05

3,10

3,40

3,50

Прыжок в длину с разбега (см)

1

460

440

420

400

380

 

2

500

480

460

440

420

 

3

565

500

480

460

440

Жим штанги в положении лежа на спине (% от собстенного веса)

1

60%

55%

50%

45%

40%

 

2

80%

70%

65%

60%

55%

 

3

100%

80%

70%

65%

60%

  • Оценивается расстояние (в см) от пяток до места касания пола пальцами рук ("+" спереди пяток, "-" сзади)

 

 

Контрольные упражнения и нормативы для определения специальной подготовленности студентов, занимающихся в группах ОФП

Таблица 4.

 

 

Вид двигательного задания                                  

Курс

    оценка (в очках)      

 

 

 

5

4

3

2

1

Жим штанги из положения лежа на спине (кг)

1-3

 

 

 

 

 

до 52

 

55

45

40

35

35

до 60

 

60

57,5

55

50

45

до 67,5

 

70

65

60

55

50

до 75

 

75

70

65

60

55

свыше 75

 

85

80

70

65

60

Прыжок в длину с места толчком двух ног (см)

   1   

220

210

200

195

190

 

2

230

220

210

200

195

 

3

250

240

230

220

200

Подтягивание в висе на перекладине (раз)

1

15

12

9

7

5

 

2

18

15

12

9

7

 

3

20

18

15

12

9

Сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брасьях (раз)

1

15

12

9

7

5

 

2

18

15

12

9

7

 

3

20

18

15

12

9

Бег 30 м (сек)

2

4,4

4,5

4,7

4,8

4,9

 

3

4,3

4,4

4,6

4,7

4,8

 

 

 

Контрольные упражнения и нормативы для определения специальной подготовленности студентов по спортивной гимнастике

Таблица 5.

 

 

Вид двигательного задания                                

Курс

     оценка (в очках)    

 

 

 

5

4

3

2

1

Гимнастическое* многоборье (прогр. группы Б, 3 разр.)

   1   

52

51

50

48

46

 

2

54

53

52

51

50

 

3

55

54

53

52

51

Подтягивание в висе на перекладине (раз)

1

15

12

9

7

5

 

2

17

15

12

9

7

 

3

20

17

15

12

9

Отжимание в упоре на параллельных брусьях (раз)

1

15

12

9

7

5

 

2

17

15

12

9

7

 

3

20

17

15

12

9

Подъем ног в висе на перекладине (раз)

1

7

5

3

2

1

 

2

10

7

5

3

2

 

3

12

10

7

5

3

Прыжок в длину с двух ног с места (см)

1

230

220

215

210

205

 

2

240

230

220

215

210

 

3

250

240

230

220

215

* За выполнение норм 2-го разряда студентам 1-3 курсов дается 5 очков

 

 

 

 

 

 

 
 
 
    КРАТКОЕ ПРОГРАМНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ (имеющие отклонения в здоровье)
 
 
    
 
 
    ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Ежегодно  в  ВУЗы  страны  поступает  определенный  процент  студентов,  имеющих
отклонения здоровья. Организация и методика  учебного  процесса  по  физическому
воспитанию  таких  студентов  имеет  свои  особенности  и  заслуживает  большого
внимания. Опыт работы с  данным  контингентом  показывает,  что  при  правильной
организации   занятий   по   физическому   воспитанию  заболеваемость  студентов
снижается, повышается их умственная и физическая работоспособность.
    Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения  в  состоянии  здоровья,
должны  проводиться  на  протяжении  всего  периода  обучения и осуществляться в
следующих формах:
     учебные занятия;n
 самостоятельные занятия студентов;n
 физические упражнения в режиме дня: утренняя гигиеническаяn  гимнастика,
физкультурные паузы, производственная физическая культура;
    n    массовые,   оздоровительные,   физкультурные   и   туристические
мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время, в зимние и  летние
каникулы.
    Основной  формой организации учебного процесса по физическому воспитанию для
студентов специального отделения являются учебные занятия,  в  процессе  которых
решаются задачи реабилитационного характера, а также повышение уровня физической
и  умственной  работоспособности.  Учебные  занятия   для   студентов,   имеющих
отклонения  в состоянии здоровья, являются обязательными в течении всего периода
обучения в ВУЗе. Они проводятся в объеме 2-х часов в неделю.
    Определение  контингентов  нуждающихся  в  освобождении  от  основных  видов
физического   воспитания   по   состоянию   здоровья,   как  показала  практика,
осуществляется   преимущественно    участковыми    терапевтами,    студенческими
поликлиниками.   Контроль   за  состоянием  здоровья  этой  группы  и  динамикой
функционального состояния осуществляется не реже 2 раз в  год,  предпочтительнее
эти  функции возложить на врачей спортивного диспансера, они должны осуществлять
консультативную  помощь  участковым  терапевтам  по   осуществлению   врачебного
контроля  спецмедгруппы  в  основном  в  вопросах определения и оценки состояния
здоровья и функциональных возможностей лиц, занимающихся или только приступающих
к  занятиям  физкультурой,  имеющие  некоторые ограничения по состоянию здоровья
своих функциональных возможностей, для их  реабилитации  в  целях  оздоровления;
назначение  им  оптимального  двигательного  режима, контроль его адекватности и
эффективности.
     Программа   курса   специальной   медицинской   группы   включает   теорию,
практический   материал,   профессиональноприкладную  физическую   подготовку  и
специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом
развитии.
    Занятия  по  теоретическому  разделу  программы  проводятся  в виде лекций и
бесед,  на  которых  особое  внимание  уделяется  вопросам  влияния   физических
упражнений   на   организм  при  различных  отклонениях  в  состоянии  здоровья,
профилактики заболеваний и травматизма, вопросам гигиены, врачебного контроля  и
самоконтроля,   режиму   умственного   труда   с   обязательной  характеристикой
физиологических особенностей детского  организма,  роль  физического  воспитания
детей,  что  способствует  привитию студентам профессиональноприкладных навыков,
необходимых в их будущей трудовой деятельности.
    Годовой учебный план рассчитан  на:  педагогическую  гимназию  76-78  часов;
педагогический   колледж   70-76  часов  (обязательных  занятий).  Распределение
программного материала учитывает проведение теоретических занятий в  объёме  6-8
часов.    Распределяя    программный    материал   следует   учитывать   уровень
подготовленности студентов, их  состояние  здоровья,  а  также  климатические  и
местные условия.
 
 
 
    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
 
    Физическая тренировка основывается на ряде принципов.
Принцип  ПОВТОРНОСТИ  -  систематическое  использование  физических упражнений в
соответствии с функциональными возможностями организма занимающихся.
    Принцип ПОСТЕПЕННОСТИ  заключается  в  изменении  тренировочной  нагрузки  в
соответствии  с  динамикой функционального состояния студента с общей тенденцией
постепенного повышения нагрузки до  достижения  должных  характеристик  резервов
функций.
    Принцип  ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ  заключается  в  строгом  соответствии  физической
нагрузки  функциональным  возможностям  занимающихся.  Индивидуальный  подход  -
главное требование оздоровительной тренировки.
    Для  определения  физической  нагрузки  студентам на каждом занятии проводят
опрос о самочувствии, подсчет пульса, пробу на устойчивость в позе Ромберга, при
необходимости измеряют цифры артериального давления.
 
 
    ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.
ВОСПИТАНИЕ  ЛОВКОСТИ.  Лучше  всего это качество совершенствовать такими видами,
как метание в цель, толкание ядра, метание гранаты, прыжки в длину и  высоту,  а
также  различными  эстафетами  и спортивными играми. При развитии этого качества
следует   подходить   осторожно    и    дифференцированно    при    заболеваниях
опорнодвигательного  аппарата,  при  высокой  степени миопии (близорукости), при
заболеваниях     желудочнокишечного     тракта,     гипертонической     болезни,
нейроциркуляторной дистонии по гипертоническому типу.
    ВОСПИТАНИЕ  ГИБКОСТИ.  Главный  принцип  -  постепенное увеличение амплитуды
выполняемых физических  упражнений.  Этому  способствует  применение  пружинящих
движений, физических упражнений на вращение в различных  суставах, в том числе и
позвоночнике, наклоны и махи. Гибкость подразделяется на активную  и  пассивную.
Студенты  имеющие отклонения в состоянии здоровья, могут применять упражнения на
развитие  активной  и  пассивной  гибкости,  путём   растягивания   мышц   через
сопротивление  только с учётом противопоказаний. Так студентам с гипертонической
болезнью,  нефритом,  миопией  они   противопоказаны;   при   сердечнососудистых
заболеваниях   эти  упражнения  можно  проводить  с  3-го  семестра,  постепенно
увеличивая нагрузку
    ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ. У студентов спецмедгруппы сначала  следует  воспитывать
быстроту  движения, а затем быстроту реакции. Основным методом развития быстроты
движения у студентов  спецмедгруппы  являются  различные  беговые  упражнения  в
быстром  темпе  на  короткие  отрезки,  упражнения  с  предметами  и  выполнение
элементов подвижных спортивных игр. Быстрота реакции  воспитывается  в  основном
игровым методом.
    Воспитание  быстроты у студентов с заболеванием сердечнососудистой системы и
органов зрения необходимо начинать после воспитания  таких  физических  качеств,
как выносливость, гибкость и ловкость. При этом не следует давать очень короткие
отрезки (10-15 м), так как во время их     пробегания происходит слишком быстрая
смена   деятельности,  что  противопоказано  лицам  с  отклонением  в  состоянии
здоровья. При воспитании быстроты у лиц  с  патологией  пищеварительной  системы
необходимо   учитывать   моторику   кишечника,   кислотность   желудочного  сока
(диспептические расстройства,  гиперацидный  гастрит,  гастродуоденит,  язвенная
болезнь желудка и 12-ти персной кишки).
    ВОСПИТАНИЕ  ВЫНОСЛИВОСТИ.  Отличительной  особенностью занятий со студентами
специальной медицинской группы является более постепенное  повышение  физической
нагрузки  сначала за счёт повышения её объёма, а потом её интенсивности. Поэтому
наиболее целесообразным для них будет  воспитание  общей  выносливости,  которая
повышает  функциональные  возможности  вегетативных систем всего организма, в то
время, как специальная выносливость направлена на  совершенствование  механизмов
локальной выносливости определённых мышечных групп.
    Основным   методом   воспитания   общей  выносливости  являются  циклические
упражнения - ходьба, бег, плавание,  ходьба  на  лыжах,  катание  на  коньках  и
другие.  Самым  доступным,  имеющим  оздоровительную направленность и наибольшую
эффективность  в  повышении  уровня  выносливости   является   бег.   В   начале
используются  различные чередования равномерного медленного бега с ходьбой. Темп
бега малой интенсивности - 150-160 шаг/мин.  Объём  беговой  нагрузки  в  первую
неделю для девушек 400-600 м. Отрезки бега от 50 до 200 м, количество повторений
от 3 до 8 раз, интенсивность нагрузки устанавливается  индивидуально  на  каждом
занятии,  в  зависимости  от  самочувствия  и  функционального состояния каждого
студента. С ростом тренированности объём беговой  нагрузки  повышается  за  счёт
уменьшения  интервалов  отдыха  и увеличения длинны дистанции. Добавляется бег в
переменном темпе от 100 до 400 м, специальные беговые упражнения, кроссовый  бег
от  500 до 2000 м, время непрерывной работы постепенно доводится до 30-45 минут.
 
    Объём  и интенсивность нагрузки, интервалы отдыха подбираются таким образом,
чтобы частота сердечных сокращений в  каждом  задании  достигла  бы  допустимого
максимума.  Таким  максимумом  для  студентов  спецмедгруппы  может быть частота
сердечных сокращений (считать по частоте пульса) 150-170  уд.  в  1  мин.  После
отдыха  (1-2 мин) частота сердечных сокращений не должна превышать 120-140 уд. в
1 мин. Повторную работу можно начинать только при снижении ЧСС до 120  уд.  в  1
мин,  отдых  следует  продлить  до  3-4-х  мин,  а  последующую нагрузку следует
снизить.
    Прекрасные методы воспитания выносливости являются ходьба на лыжах и катание
на коньках, что в условиях Ставрополья, к сожалению, являются проблемными, более
доступным после  бега  является  плавание,  которое  необходимо  использовать  в
доступных объёмах.
    ВОСПИТАНИЕ   СИЛЫ.   Принято  различать  динамическую  и  статическую  силу.
Основными методами воспитания силы у студентов  специальной  медицинской  группы
являются  метод  повторных усилий и метод динамических усилий. Метод статических
усилий применять не следует.
    Воспитание силы у студентов  с  миопией  и  гипертонической  болезнью  нужно
начинать  очень постепенно, когда у них будут в значительной степени уже развиты
такие качества, как выносливость, гибкость, ловкость и быстрота.
    С другими заболеваниями  сердечнососудистой системы, а также с заболеваниями
желудочнокишечного  тракта  следует  воспитывать  силу  также  постепенно,  а  с
заболеваниями опорнодвигательного - с учётом  коррекции.  Применяются  различные
прыжковые  упражнения  с места и с разбега, метание мячей, гранаты, упражнения с
метболами, игровые упражнения  в  сочетании  с  общеразвивающими,  подтягивание,
отжимание (с учётом противопоказаний).
    При  воспитании  силы  у  студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья
необходим строгий, дифференцированный подход в выборе величины усилий, объёма  и
темпа движений, продолжительности пауз отдыха.
    Максимальные величины ЧСС в упражнениях на силу 130-150 уд. в 1 мин (подсчёт
вести по частоте пульса).
    Осторожность   воспитания   силы   следует   соблюдать   при    заболеваниях
сердечнососудистой  системы,  желудочнокишечного  тракта, миопии (близорукость).
Постепенно  возрастающая  нагрузка  должна  чередоваться   с   упражнениями   на
расслабление и дыхание.
 
 
 
    ПРИМЕРНЫЕ   ТЕСТЫ   ДЛЯ   ОЦЕНКИ   КАЧЕСТВА   СИЛЫ   (выполнять   с   учётом
противопоказаний)
    1.  Динамометрия кистевая.
2.  Динамометрия становая.
3.  Сгибание и выпрямление туловища из положения лёжа на спине.
    4.  Подтягивание на перекладине для мужчин.
5.  Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.
6.  Прыжок с места.
7.  Тройной прыжок с места.
8.  Толкание ядра.
9.  Приседание (количество раз).
10.  Бросание набивного мяча на дальность.
11.  Подъём прямых ног до угла 90
 
                      ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАЧЁТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
                                   1 семестр
Теоретический раздел.
1.  Физическое воспитание в высших учебных заведениях.
2.  Значение физической культуры для гармоничного развития личности.
    3.  Роль физического воспитания детского организма.
4.  Значение самоконтроля.
Практический раздел.
1.  Правильно оформленный дневник самоконтроля.
2.  Выполнить технически правильный высокий старт.
3.   Выполнить  по  2  упражнения  на   подготовку   дыхательного   аппарата   и
периферического кровообращения к физической нагрузке и на расслабление отдельных
мышечных групп.
    4.  Выполнить 4 физических упражнения, направленных на коррекцию  имеющегося
заболевания.
    5.  Выполнить технически правильно бег по прямой и на повороте.
    6.   Уметь  подсчитать  частоту  сердечных сокращений - по частоте пульса на
лучевой артерии и количество дыханий в 1 минуту.
    7.  Выполнение контрольных нормативов с учётом противопоказаний.
                                   2 семестр.
    Теоретический раздел.
1.  Личная и общественная гигиена. Гигиенические основы физических упражнений  и
спорта.
    2.  Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха.
3.  Оздоровительное и прикладное значение лыжного спорта.
Практический раздел.
1.  Правильно оформленный дневник самоконтроля.
2.  Выполнить 8 физических упражнений, направленных на развитие гибкости.
    3.  Выполнить 8 физических упражнений,  направленных на коррекцию имеющегося
заболевания.
    4.  Выполнить технически правильно на лыжах: одновременный и попеременный  и
попеременный двухшажный ход, поворот кругом <переступанием>, подъём на небольшой
склон <лесенкой>, спуск в основной стойке с небольшого склона.
    5.  Выполнение контрольных нормативов с учётом противопоказаний.
                                   3 семестр.
    Теоретический раздел.
1.   Первичная  и  вторичная  профилактика  заболеваний  средствами   физической
культуры и спорта.
    2.  Оздоровительное и прикладное значение плавания.
 
    Практический раздел.
1.  Правильно оформленный дневник самоконтроля.
2.  Выполнить 8 физических упражнений,  направленных на укрепление мышц брюшного
пресса и 4 на улучшения кровообращения в органах брюшной полости.
    3.  Провести беседы по пропаганде физической культуры.
4.  Выполнить технически правильно низкий старт.
5.  Выполнить контрольные нормативы с учётом противопоказаний.
                                   4 семестр.
    Теоретический раздел.
1.  Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания.
    2.  Профессиональноприкладная физическая подготовка.
3.  Значение и методы воспитания физического качества - быстроты.
    4.  Оздоровительное и прикладное значение гимнастики.
Практический раздел.
1.  Правильно оформленный дневник самоконтроля.
2.  Выполнить 8 физических упражнений, направленных  на  воспитание  физического
качества  - быстроты.
    3.  Участвовать в соревнованиях по лыжному спорту.
4.  Выполнить контрольные нормативы с учётом противопоказаний
                                   5 семестр.
    Теоретический раздел.
1.  Значение и методы воспитания физического качества - силы.
    2.  Оздоровительное и прикладное значение спортивных игр.
3.  Правила организации проведения соревнований по волейболу.
    Практический раздел.
1.  Правильно оформленный дневник самоконтроля.
2.  Выполнить 8 физических упражнений, направленных на воспитание силы.
    3.  Составить комплекс утренней гигиенической гимнастики.
4.  Участвовать в проведении соревнований по лёгкой атлетике.
    5.  Провести не менее 2-х бесед по пропаганде физической культуры.
    6.  Выполнить контрольные нормативы с учётом противопоказаний.
                                   6 семестр.
    Теоретический раздел.
1.  Значение и методы воспитания физического качества - скоростная выносливость.
    2.  Оздоровительное и прикладное значение туризма.
3.  Правила организации и проведения соревнований по баскетболу.
    Практический раздел.
1.  Правильно оформленный дневник самоконтроля.
2.  Показать элементы техники игры в баскетбол, волейбол и др.
    3.  Выполнить технически правильно стилем <брасс>.
4.  Проводить постоянно студенческую физкультпаузу.
5.  Провести беседу по пропаганде физической культуры.
6.  Выполнить контрольные нормативы с учётом противопоказаний.
                                   7 семестр.
    Теоретический раздел.
1.  Значение и методы воспитания физического качества - силовая выносливость.
    2.  Оздоровительное и прикладное значение прыжковых упражнений.
    3.  Правила организации и проведения соревнований по плаванию.
    Практический раздел.
1.  Правильно оформленный дневник самоконтроля.
2.  Проплыть любым способом 50 метров.
3.   Выполнить  комплекс  физических  упражнений,  направленных   на   коррекцию
имеющегося заболевания.
    4.  Постоянно проводить студенческую физкультпаузу.
5.  Провести не менее 2-х бесед по пропаганде физической культуры и спорта.
    6.  Выполнить контрольные нормативы с учётом противопоказаний.
                                   8 семестр.
    Теоретический раздел.
1.  Современные проблемы теории и практики физической культуры.
    2.    Средства  и  методы  воспитания  физических  качеств,  особенности  их
использования в детском возрасте.
    3.  Роль и место физической культуры в учреждениях дошкольного возраста.
    Практический раздел.
1.  Правильно оформленный дневник самоконтроля.
2.  Постоянно проводить студенческую физкультпаузу.
3.  Показать 8 физических упражнений на расслабление.
4.  Составить комплекс физических упражнений при заболеваниях органов дыхания  и
сердечнососудистой системы.
    5.  Выполнить все контрольные нормативы с учётом противопоказаний.
 
 
 

  Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.
 
 
 
  Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, упражнений-тестов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности.
  Для оценки физического состояния организма человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д.
  К примеру, о состоянии нормальной функции сердечно-сосудистой системы можно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле
 
  (АДмакс. - АДмин.) * П , где АД - артериальное давление,
                                          П- частота пульса.
 
  У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечно-сосудистой системы.
  Существуют две пробы для определения состояния органов дыхания - ортостатическая и клипостатическая. Ортостатическая проба проводится так. Физкультурник лежит на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитывает частоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения лёжа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 ударов в минуту. Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту - удовлетворительная реакция, более 20 - неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.
  Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля с помощью дыхания - так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.
  Большое значение в повышении работоспособности вообще и при физической нагрузке в частности имеет уровень физического развития, масса тела, физическая сила, координация движений и т.д.
  При занятиях физкультурой важно следить за весом тела. Это так же необходимо, как следить за пульсом или артериальным давлением. Показатели веса тела являются одним из признаков тренированности. Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы. На практике широко применяется индекс Брока. Нормальный вес тела для людей ростом 155-156 сантиметров равен длине тела в см., из которой вычитают цифру 100; при 165-175 - 105; а при росте более 175 см - больше 110.
  Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится 350-400 единиц у мужчин, 325-375 у женщин.
  Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам.
  Можно также проводить исследование статической устойчивости в позе Ромберга. Проба на устойчивость тела производится так: физкультурник становится в основную стойку - стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант - стопы находятся на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы.
  Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохандрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой.
  Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.
 
 

 

В течениe 3-х лет студенты изучают теоретические и практические основы легкой атлетики, спортивных игр, лыжных гонок, тренажерной гимнастики. Практические занятия проходят в спортивном зале, в парковой зоне Университета 21 века.
Каждый семестр с I по III курс студенты всех факультетов сдают зачет по физическому воспитанию.

Темы рефератов для студентов,

освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию

Студенты, по медицинским показаниям освобожденные от практически занятий по физическому воспитанию, осваивают теоретический материал курса. Формой конроля является компьютерный тест либо реферат.
Студент вправе выбрать одну из нижеперечисленных тем рефератов и обязательно должен согласовать ее с преподавателем (см. Согласование темы реферата).

 

  1. Понятие здоровья. Анализ состояние здоровья населения России и, в частности, молодежи.
  2. Изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах организма во время мышечной деятельности и под влиянием многолетних систематических занятий физическими упражнениями.
  3. Изменения в иммунной системе организма во время мышечной деятельности и под влиянием многолетних систематических занятий физическими упражнениями.
  4. Изменения в нервной системе организма во время мышечной деятельности различной направленности и под влиянием многолетних систематических занятий физическими упражнениями.
  5. Изменения в опорно-двигательной системе организма во время мышечной деятельности и под влиянием многолетних систематических занятий физическими упражнениями. Энергетическое правило скелетных мышц.
  6. Оздоровительный бег. Понятие. Методики. Изменения в организме во время бега и под влиянием многолетних занятий оздоровительным бегом.
  7. Физиологические изменения в организме во время плавания и под влиянием многолетних систематических занятий оздоровительным плаванием.
  8. Физиологические изменения в организме во время ходьбы на лыжах и под влиянием многолетних систематических занятий лыжными гонками.
  9. Обучение детей плаванию. Подготовительные упражнения по освоению с водой.
  10. Обучение детей ходьбе на лыжах. Подготовительные упражнения для обучения ходьбе на лыжах.
  11. Обучение детей игре в баскетбол. Подготовительные упражнения для обучения игре в баскетбол.
  12. Обучение детей игре в волейбол. Подготовительные упражнения для обучения игре в волейбол.
  13. Обучение детей ходьбе на лыжах. Начальные упражнения для обучения ходьбе на лыжах.
  14. Физическая работоспособность организма. Методы оценки физической работоспособности.
  15. Физическая работоспособность организма. Занятия физическими упражнениями для повышения физической работоспособности.
  16. Умственная работоспособность организма. Занятия физическими упражнениями для повышения умственной работоспособности организма.
  17. Стресс. Понятие. Характеристика фаз стресса. Занятия физическими упражнениями для повышения устойчивости организма к стрессорным воздействиям.
  18. Адаптация. Понятие. Виды. Закономерности развития адаптации. Занятия физическими упражнениями для повышения адаптационных возможностей организма. Акклиматизация.
  19. Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
  20. Лечебная физическая культура (ЛФК). Понятие. История. Средства. Общее влияние на организм. Основы методики.
  21. ЛФК при заболеваниях органов зрения.
  22. ЛФК при желудочно-кишечных заболеваниях.
  23. ЛФК при заболеваниях органов дыхания.
  24. ЛФК при заболеваниях сердца.
  25. ЛФК при заболеваниях сосудов.
  26. ЛФК при заболеваниях почек.
  27. ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
  28. ЛФК при заболеваниях нервной системы.
  29. Занятие физическими упражнениями для повышения настроения и улучшения психической устойчивости организма к неблагоприятным факторам.
  30. Иммунитет. Понятие. Виды. Органы иммунитета. Факторы снижающие и повышающие иммунитет. Занятия физическими упражнениями для повышения иммунитета.
  31. Физическое качество сила. Понятие. Виды силы. Физиологические основы проявления силы. Занятия физическими упражнениями для развития силы.
  32. Физическое качество выносливость. Понятие. Виды выносливости. Физиологические основы общей выносливости. Занятия физическими упражнениями для развития общей выносливости.
  33. Физическое качество гибкость (подвижность в суставах). Понятие. Анатомические и физиологические основы гибкости. Занятия физическими упражнениями для развития гибкости.
  34. Физическое качество координация. Понятие. Физиологические основы координации. Развитие координации с помощью физических упражнений.
  35. Занятия физическими упражнениями для снижения массы тела.
  36. Осанка. Физиологическое значение правильной осанки. Нарушения осанки. Изменения в организме при нарушениях осанки. Занятия физическими упражнениями для коррекции осанки.
  37. Врожденные и приобретенные особенности организма. Генотип. Изменчивость. Тренируемость.
  38. Гиподинамия и гипокинезия. Понятие. Изменения в организме под влиянием гиподинамии и гипокинезии.
  39. Закаливание. Влияние на организм. Средства. Основы методики.
  40. Влияние сауны и русской бани на организм. Методики посещения сауны и русской бани.
  41. Основы сбалансированного питания. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода. Пищевая ценность продуктов.
  42. Тренажеры и тренировочные устройства. Понятие. Классификация. Общие правила занятий физическими упражнениями с использованием тренажеров и тренировочных устройств. Техника безопасности. Гигиенические правила.
  43. Правила игры в баскетбол.
  44. Правила игры в волейбол.
  45. Способы передвижения на лыжах. Лыжные ходы. Классификация лыжных ходов.
  46. Основы организации физического воспитания в высшем учебном заведении.
  47. Средства и методы физического воспитания, обеспечивающие развитие и совершенствование физических качеств студентов на основе баскетбола.
  48. Физическое совершенствование по баскетболу - условие здорового образа жизни студентов и их самоопределения в физкультурно-спортивной деятельности.
  49. Физкультурно-спортивные занятия по баскетболу для активного отдыха и повышения функциональных возможностей занимающихся.
  50. Анализ выступлений сборной команды России по баскетболу (мужской или женской) в международных соревнованиях за последние 10 лет.

 

 

Тематическое планирование

курса Физиология Высшей нервной деятельности, рассчитанного на 74 час (37 занятий).

для студентов факультета Педагогика и психология.

Преподаватель Харазова Л.В., к.б.н.

 

 

Название и содержание темы

Кол-во

часов и

№ занятия

Понятие о ВНД. Развитие представлений о ВНД

Методы исследований ВНД.

2

№1

Основы жизнедеятельности нейронов. Структурно-функциональная характеристика нервных клеток. Функции нейронов. Функции органелл нейрона. Функциональные структуры клеточной мембраны  Функции клеточной мембраны нейрона. Механизмы транспорта веществ через клеточную мембрану нейрона.  Классификация транспорта веществ и его значение.

4

№2-3

Возбудимость и  возбуждение нейронов ЦНС. Созревание ЦНС в онтогенезе. Закладка нервной системы. Развитие спинною и головного  мозга. Открытие животного электричества и его сущность. Мембранный потенциал покоя. Роль проницаемости клеточной мембраны и ее поверхностных зарядов. Роль ионных насосов в формировании ПП. Мембранный потенциал действия. Исследование ионных токов. Запас ионов в клетке. Локальный потенциал. Оценка проницаемости клеточной мембраны Изменения возбудимости клетки во время ее возбуждения. Лабильность. Оценка возбудимости ткани и клетки (законы раздражения)

 

6

№4-6

Взаимодействие нейронов ЦНС. Проведение возбуждения по нервным волокнам. Физиология синапсов ЦНС. Сгрукгурно-фупкциональная характеристика синапсов. Механизм передачи сигнала в химических синапсах.  Особенности проведения возбуждения в химических синапсах.  Электрические синапсы ЦНС. Медиаторы и рецепторы ЦНС. Роль различных элементов нейрона в возникновении возбуждения. Распространение возбуждения в ЦНС. Торможение в ЦНС. Координационная деятельность ЦНС.

 

6

№7-9

Структуры и функции отделов мозга (иерархия функций) Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезе.

Физиология спинного мозга. Физиология головного мозга.

 

4

№10-11

Классификация условных рефлексов. Созревание условных рефлексов в онтогенезе и их характеристика. Характеристика условных рефлексов. Механизм образования условных рефлексов. Торможение условных рефлексов

4

№12-№13

Анализаторы и приспособительное поведение организма. Структурно-функциональная характеристика и роль анализаторов, регуляция их деятельности. Свойства анализаторов и приспособление организма к окружающей среде. Кодирование информации в анализаторах

 

4

№14-15

Учение о типах высшей нервной деятельности. Характеристика основных типов ВНД животных и человека и методов их определения. Типологические варианты личности детей.  Особенности ВНД подростков (свойства нервной системы). Основные положения но формированию типологических особенностей ВНД детей. Развитие свойств в нервных процессов и влияние на них генотипа и  среды. Роль генотипа и среды в формировании личности

6

№ 16-18

Формы психической деятельности

2

№19

Память. Общая характеристика. Мгновенная и кратковременная память  Долговременная память. Роль отдельных структур мозга в формировании памяти. Нарушения памяти. Формы научения.

 

4

№20-21

Эмоции (чувства) и их развитие в онтогенезе

2

№22

Бодрствование и сон. Сновидения. Сон и сновидения, оценка глубины сна, значение сна.  Механизмы бодрствования и сна. Сон в онтогенезе

 

2

№23

Электрофизиологические корреляты психической деятельности. Психическая деятельность и электроэнцефалограмма. Психическая деятельность и вызванные потенциалы.

 

2

№24

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Развитие речи в онтогенезе и ее нарушения. Вторая сигнальная система. Этапы развития познавательной способности у детей. Открытие центров речи. Восприятие и воспроизведение речи.  Развитие речи и пластичность речевой функции в онтогенезе Нарушения речи. 

 

4

№ 25-26

Деятельность и мышление человека. Нарушения мышления.

Латерализация функций. Социально детерминированное сознание. Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга

 

2

№27

Гнозис и праксис и их нарушения.

2

№28

Принципы организации поведенческих реакций

2

№29

Этапы формирования ВНД у детей. Особенности когнитивных процессов у детей

 

2

№30

Обсуждение проблемных вопросов. Подготовка презентаций по темам.

4

№31--32

   

 

 

Зачетные требования по физкультуре

 

 

Контрольные упражнения и нормативы для студентов

 

 

 

Вид двигательного задания                                

Зачет  

Не зачет

 

 

5

4

3

2

1

  1

Подъем туловища из положения лежа на спине,   руки за головой (кол. раз)

60

50

40

30

20

  2

Отжимание  от пола (кол. раз, 1 мин)

50

45

40

30

20

  3

 Приседание (кол. раз)

120

110

100

90

80

  4

Подтягивание в висе на перекладине (раз)

10

8

6

5

4

  5

Плавание 100 м (мин. ),   или     

1,20

1,30

1,40

1,54

б/в

Бег 100м с высокого старта (с)

13,5

13,8

14,5

15

16

 

Сдача зачета по физкультуре:   ПИН 1,2  -     27.01.04    15-00 - 16-30 ;

                                                                                             МЭК-1    -      29.01.04    16-40- 18-10 ;

                                                                                            ИСТ-1   -       30.01.04    9-00 10-30;

 

Для сдачи зачета необходимо выполнить 4 вида двигательных заданий из 5.

 

 

Список студентов рекомендованных к получению зачета автоматически.

(имеющие  высшее образование и сдавшие зачет по ф/п,  или звание  мастера спорта )

 

Группа ИСТ-1

             

1.Корман Я.(высш.обр.)

2.Михайлов С. (высш.обр.)

3.Мацук П. (высш.обр.)

4.Сбиняков Д. (высш.обр.)

 

Группа ПИН-1,2   

  

1.Ботерашвили М.  (мастер спорта, копия удостоверения прилагается)          

 

 

Студенты, предоставившие справку об освобождение от  практических занятий по физкультуре осваивают теоретический материал курса. Формой контроля является реферат.

 

Теоретический материал осваивают следующие студенты:

1. Михеев А.

2.Шор Л.

3.Пашков М.

4.Малкин С.                

5.

          Для зачета явиться в указанные дни, иметь спортивную форму, зачетную книжку.             

Используются технологии uCoz