Международный Институт XXI Века

 

 

«Философия»

 

 

Тематический  план и программа курса

   ( 36 час.).   Проф. Л.З. Немировская.

 

 

 

 

  №                     Тема                                              Лекция  (час.)     Семинар (час.)

 

1.   Основные черты философского знания.

      Предмет и структура философии.                               2                               2

2.  Исторические типы философии.

     Ранняя философская мысль.                                           2

3.  Античная философия. Этапы развития и школы.         2                             2

4.  Проблема мира и человека в средневековой философии.

     Иудейская философия.                                                     2

5. Гуманизм и пантеизм философии Возрождения

    и Нового времени.  Формирование научной картины мира.

    Эмпиризм и рационализм.                                                   2                          2

6. Философия Просвещения и классическая немецкая философия. 2

7. Русская философия Х1Х-ХХ в.в.                                                    2

8. Европейская философия иррационализма.

    Философия жизни и экзистенциализм.                               2

9. Философия современного рационализма. 

   Позитивизм и прагматизм.                                                    2

10. Философские проблемы бытия и материи. Онтология.  2                           2

11  Философские проблемы  познания. Гносеология.           2                           2

12. Философия, культура, общество.                          

     Исторические типы рациональности.

     Культура и цивилизация. Глобальные проблемы.             2                          2

 

                           Итого:   36 час., в том числе лекции -  24 час.,  семинары – 12 час

 

    Программа

Тема 1. Основные черты философского знания. Предмет и  структура философии.

   Понятие философского знания. Предмет философии. Философия и частные науки.  Структура философского знания: онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, логика. Основные функции философии. Мировоззрение и методология.

Тема 2.  Исторические типы философии. Ранняя философская мысль.       

    Исторические типы философии.  Соотношение философии и культуры эпохи. Философия и общественное сознание. Преемственность историко-философской мысли и единство историко-философского процесса.

   Ранняя философская мысль Индии и Китая. Философские школы Древней Индии. Философские школы Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.

Тема 3. Античная философия. Этапы развития и школы.

   Особенности античной философии и основные этапы ее развития. Натурфилософские школы о микро- и макрокосмосе. Учения о первоначале и бытии. Милетская школа. Элейская школа. Античная диалектика. Гераклит.  Античный материализм и атомизм.  Демокрит.

  Сократ и его философский метод. Объективный идеализм Платона, теория идей.  Философия  и логика Аристотеля.

  Значение античной философии как генезиса западноевропейской мысли.

Тема 4. Проблема мира и человека в средневековой философии.

  Особенности средневековой философии. Философская схоластика и формальная логика.  Проблема соотношения разума и веры.

 Учение о трансценденции в философии  Августина.

 Учение Ф. Аквинского о гармонии веры и разума.  Ф. Аквинский и современная философия неотомизма.

  Иудейская философия. Библия как основа иудейской философской мысли. Консервативное и модернистское направления. Философия и социально-политическая ситуация. Расаг и его произведение "Вера и разум". Маймонид и его произведения "Мишна Тора" и "Путеводитель заблудших". Мистическое направление иудейской философской мысли. Каббализм. Хасидизм. Иудейская философия и современность.

  Онтология, гносеология и аксиология средневековой философии.

Тема 5. Гуманизм и пантеизм философии Возрождения и Нового времени. Формирование научной картины мира. Эмпиризм и рационализм.

  Основные черты философии Возрождения и Нового времени: гуманизм и пантеизм. Научная картина мира и формирование научного представления.  Эмпирическое мировоззрение и рационалистическое мировоззрение,  их представители.

  Эмпиризм Ф. Бэкона. "Знание – сила". Индуктивный метод познания. "Идолы познания".

  Рационализм Р. Декарта. Идея научного метода и "универсальной математики". Учение о субстанциях и о душе. Механицизм.

  Рационализм и пантеизм Б. Спинозы. "Свобода как познанная необходимость".

  Социально-политические идеи Д. Локка и Т. Гоббса. Принципы естественного права и государства. "Левиафан"  Т. Гоббса.

  Философия Нового времени как методология современного научного мировоззрения.   

Тема 6. Философия Просвещения и классическая немецкая философия.

 Основные идеи философии Просвещения. Теория общественного договора. Идея "разумного эгоизма". Эгалитаризм.  Идеи равенства и социальной справедливости, свободы и демократии. И.Гердер. Д. Дидро. Ж.-Ж. Руссо.

 Философия И. Канта. Понятие априорного знания. Нравственный категорический императив.

 Объективный идеализм и диалектика Гегеля. Панлогизм.

 Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика гегельянства и "религия любви".

 Значение классической немецкой философии для европейской мысли. Основные идеи философии марксизма.

Тема 7. Русская философия Х1Х-ХХ в.в.

  Традиции и особенности русской философии. Западничество и славянофильство.

  Проблема человека и смысла жизни в русской философии. Л. Толстой. С. Франк. М. Тареев.

  Софиология и идея соборности в русской философии. В. Соловьев. С. Франк.

  Философия персонализма Н. Бердяева. "Смысл творчества". Теория парадоксальной этики.

  Практически-нравственная ориентация русской философии. Философия и духовное творчество.

Тема 8. Европейская философия иррационализма. Философия жизни и экзистенциализм.

 Основные черты современной  европейской философии. Иррационализм и иррационализм, их соотношение.

 Философия жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Философский пессимизм и аристократизм. Уроки ницшеанства.

 Философия экзистенциализма и ее проблематика. С. Кьеркегор и философия выбора. "Или – или", "Страх и трепет".

 Проблема человека, его существования и сущности в философии М. Хайдеггера. "Бытие и время". Проблема "пограничной ситуации" (К,Ясперс), индивидуальной свободы (Ж.-П. Сартр), философия абсурда (А.Камю).

 Философия экзистенциализма и современная литература.

Тема 9. Философия современного рационализма. Позитивизм и прагматизм.

  Особенности философии современного рационализма. Современный позитивизм и принцип верификации. Теория "языковых игр" Л. Витгенштейна.. Неопозитивизм К. Поппера. Метод "эмерджментного реализма". Критика редукционизма. "Открытое общество и его враги".

 Современный прагматизм. "Истина – то, что мы утверждаем" (Вико). Теория "радикального эмпиризма" У. Джеймса. "Инструментализм" Дж. Дьюи. Неопрагматизм  (Куайн, Льюис, Гудмен).

Тема 10. Философские проблемы бытия и материи. Онтология.

 Понятие бытия. Основные формы бытия. Проблема бытия в истории философии. Понятие материи, формы и свойства материи. Проблема субстанциональности материи в философии. Философское и естественнонаучное представления о материи. Монизм, дуализм, плюрализм.

 Основные свойства материи. Субстанциональная и релятивистская концепции пространства и времени.

 Социальное бытие и его специфика. Э.Фромм о способах бытия. "Иметь или быть?"  "Здоровое общество". Актуальность идей Э.Фромма.

 Универсальные связи бытия. Диалектика как учение о всеобщей связи, принципы и законы диалектики.

Тема 11. Философские проблемы познания. Гносеология.

  Познание и его структура.  Чувственное познание и его формы. Логическое познание и его формы. Проблема познаваемости в философии. Научное и вненаучное познание.

 Проблема истины. Классическая, когерентная и  прагматическая концепции истины. Критерий истины. Истина как процесс. Объективность истины, абсолютная и относительная истина.

Тема 12. Философия, культура, общество. Исторические типы рациональности. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы.

  Философия и проблемы культуры. Культура как философское понятие. Философия как "культура ума" (Цицерон).  Человек и его место в культуре.

  Проблема диалога культур. Идеи смысла жизни и совершенствования человека и его культуры. Насилие и ненасилие в истории человеческой мысли.

   Исторические типы рациональности в истории философии и науке. Роль языка и логики в познании. Знак, его природа и роль в информационной деятельности. Соотношение действительности и мышления. Рационализм и сенсуализм.  

   Культура и цивилизация. Человек в век технической цивилизации: проблемы и перспективы.

   Общество и глобальные проблемы современности. Проблема войны и мира. Проблемы экологии. Энергетическая, сырьевая, демографическая, продовольственная и другие глобальные проблемы. "Римский Клуб" и проблема исследования глобальных общечеловеческих проблем. Идеи перспективы современной цивилизации.    

 Философия и проблемы гуманизма.

 

 

                                Ф и л о с о ф и я

 

                               Тематика семинарских  занятий

        Методические рекомендации по философии составлены в соответствии с Программой государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Философия"[1].

 

    Семинар № 1. Основные черты философского знания. Предмет и структура философии. Исторические типы философии.

    Вопросы для обсуждения

1. Понятие философского знания. Взаимосвязь философии и частных наук.

2. Понятие мировоззрения Структура и исторические типы мировоззрения. Мифология и мировоззрение. Философское мировоззрение и его особенности.

3. Предмет философии и ее функции.

4.Структура философии. Онтология, гносеология и аксиология. Их  соотношение и место в философском знании.

5. Исторические типы философии.

 

    ЛИТЕРАТУРА

    Мир философии. Книга для чтения в 2-х ч. М., 1991. Часть 1. Разд.1.

    Хрестоматия по философии. Сост. Алексеев П., Панин А. М.,2000. Разд.1.

    Немировская Л.З. Философия Толстого. М., 2000.

    Немировская Л.З. Толстой и Ницше. М., 1998.

    Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С.70-95.

    Рассел Б. История западной философии. М.,1998. Введение.

    Соловьев В. Идея "сверхчеловека". //Избранное. М.,1991.

    Соловьев В. Несколько слов о настоящей задаче философии. \\Соч. В 2-х т. Т.1. М., 1989.

    Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

    Алексеев П., Панин А. Философия. Учебник. М., 2000. Разд. 1.

    Фокина З., .Немировская Л. и др. Философия. М., Вузовская книга, 2001. Часть первая. Глава 1. 

      Немировская Л.З. Философия. Курс лекций. М., 1998. Лекция 1. 

    

    Темы докладов и рефератов

1. Философия и мировоззрение. Философы-писатели и их произведения.

2. Основные философские вопросы и их отражение в литературе.

3. Соотношение философии и частных наук. Философия и математика. Философия и история. Философия и экономика. Философия и право.

4. Философия и религия. Философы о религии.

 

Семинар № 2.    Античная философия

    Вопросы для обсуждения

    1.  Основные этапы и особенности античной философии.

    2. Натурфилософские школы античности о микро- и макрокосмосе. Милетская школа и ее идеи первоначала. Элейская школа и концепции бытия.

    3. Античная диалектика. Зенон. Гераклит.

    4. Античный материализм и атомизм. Демокрит.

    5.  Сократ и методы познания. "Этический интеллектуализм".

    6. Платон. Объективный идеализм. Теория идей.

    7. Философское учение Аристотеля.

    8. Значение античной философии как генезиса европейской мысли.

 

    ЛИТЕРАТУРА

    Аристотель. Метафизика. \\Соч. В 4-х т. т.1. М., 1976.

    Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М., 1079.

    Материалисты Древней Греции. Сб. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1965.

    Платон. Избранные диалоги. М., 1965.

    Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998.

    Рассел Б. История западной философии. М., 1998.

    Алексеев П., Панин А. Философия. Учебник. М., 2000. Разд. П. Глава. У1.

    Фокина З., Немировская Л. и др. Философия. М., 2001.Часть 1. Глава 5.

     Немировская Л.З. Философия. Курс лекций. М.,1998. Лекция 5.

 

    Темы докладов и рефератов

    1. Философия античности о возникновении планет и человека.

    2. Античный атеизм. Идеи Ксенофана.

    3. Античная диалектика и логика. Апории Зенона. Идеи Гераклита.

    4.  Материалисты  Древней Греции. Атомизм Демокрита, Эпикура, Левкиппа.

    5. Пифагор: философия и математика.

    6. Сократ и Платон. "Диалоги Сократа".

    7. Аристотель и его произведение "Метафизика".

    Семинар № 3. Философия Возрождения и Нового времени

    Вопросы для обсуждения

    1. Гуманизм и пантеизм философии Возрождения и Нового времени.

    2. Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода познания. Классификация наук. "Идолы познания".

    3. Рационализм Р.Декарта. Теория научного метода. Дуализм. "Рассуждение о методе".

    4. Метафизика и этика Спинозы. Проблема субстанциональности бытия.

    5. Учение Г.Лейбница о субстанциях. "Монадология".

    6. Эмпиризм и субъективизм Дж. Локка. Дж. Локк и Т.Гоббс о государстве и естественных правах человека.

 

    ЛИТЕРАТУРА

    Бэкон Ф. Новый Органон. \\ Соч. В 2-х т. Т.2. М., 1972.

    Декарт Р. Избранные произведения. М., 1956.

    Лейбниц. Монадология. \\ Соч. В 4-х т. Т.1. М., 1982.

    Спиноза Б. Этика. \\ Избранные произведения. В 2-х т. Т.1. М., 1957.

    Мир философии. Ч.1-2. М, 1991.

    Фокина З., Немировская Л. и др. Философия. М., 2001.Часть 1. Глава 7.

    Немировская Л.З. Философия. Курс лекций. М., 1998. Лекция 7.

 

    Темы докладов и рефератов.

    1. Философия эпохи  Возрождения и наука. Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник об устройстве Вселенной

    2. "Идолы познания" Ф.Бэкона и современность.

    3. "Рассуждение о методе" Р.Декарта и его практическое значение.

    4. Этика и психология Р.Декарта. Произведение "Страсти души".

    5. Произведение "Этика" Спинозы и его рационализм.

    6. Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и праве (произведения "Левиафан" и "Трактат о правительстве").

 

    Семинар № 4. Философские проблемы бытия и материи. Онтология.

    Вопросы для обсуждения

    1. Понятие бытия. Основные формы бытия. Категория бытия в истории философии.

    2. Понятие материи, ее субстанциональность. Формы существования материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.

    3. Диалектическая связь материи, движения, пространства и времени.

    4. Социальное бытие. Э.Фромм о двух способах бытия (произведения "Иметь или быть", "Здоровое общество", "Искусство любви").

    5. Универсальные связи бытия. Диалектика, ее принципы и законы.

 

    ЛИТЕРАТУРА

     Хрестоматия по философии. М., 2000. Разд. Ш.

    Алексеев П., Панин А. Философия. Учебник. М., 2000. Разд.1У.

    Мир философии. М., 1991. Ч. 1-2.

    Фромм Э. Душа человека. М., 1994.

    Немировская  Л.З. Философия. Курс лекций. М., 1997. Лекция 11.

    Фокина З., Немировская Л. Философия. М., 2001. Часть 2. Глава  11.

 

    Темы докладов и рефератов

    1. Понятие  материи в истории философии.

    2. Учения о субстанциональном устройстве мира.

    3. Социальное бытие и его формы.

    4. Э.Фромм о способах социального бытия (произведения "Здоровое общество", "Иметь или быть", "Искусство любви").

 

    Семинар № 5. Философские проблемы познания. Гносеология

    Вопросы для обсуждения

    1. Познание и его структура. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы.

    2. Проблема познаваемости в истории философии. Когнитивная психология. Агностицизм и его формы. Конвенционализм (А.Пуанкаре). К.Поппер, П.Фейерабенд, М., Локатос  о познании "технической реальности".

    3. Познание научное и вненаучное (обыденное, художественное, религиозное познание). Философский мистицизм как средство познания объективной реальности (Е.Блаватская, Р.Штайнер, К.Кастанеда и их произведения).

    4. Понятие истины. Три концепции истины (классическая, когерентная, прагматическая).

    5. Объективность, относительность и абсолютность истины. Критерий истины.

 

    ЛИТЕРАТУРА

    Хрестоматия по философии. М., 2000. Разд. П.

    Алексеев П., Панин А. Философия. Учебник. М., 2000. Разд. Ш.

    Мир философии. М., 1991. Ч. 1-2.

    Блаватская Е. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. М., 1993.

    Кастанеда К. Учения дона Хуана. М., 1991.

    Кастанеда К. Отдельная реальность М., 1991.

    Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. М. 1991.

     Рассел Б. История западной философии. М., 1998.

    Штайнер. Р. Теософия.  М., 1991.

    Фокина З., Немировская Л. Философия. М., 2001. Часть 2. Глава 15.

 

    Темы докладов и рефератов

    1. Проблема сознания в философии и науке. Знание и вера.

    2. Проблема сознания в кибернетике. Программирование сознания и искусственный интеллект.

    3. Методы эмпирического и теоретического познания.

    4. Вненаучное познание. Современный философский мистицизм и его теоретики. Е.Блаватская, Р.Штайнер, К.Кастанеда и их произведения.

    5. Учения об истине в истории философии.

    6. К. Поппер и проблема истины.

 

    Семинар № 6. Философия, культура, общество

    Вопросы для обсуждения

    1. Философия и культура. Проблема диалога культур.

    2.Общество и личность. Проблема личности и общества в истории философии. Человек в век технической цивилизации.

    3. Исторические типы цивилизации. Логика и язык. Знаковые системы в информационной деятельности.

    4. Свобода и ответственность личности. Философские концепции свободы.

    5. Роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении. Философские концепции ненасилия.

    6. Общество и глобальные проблемы ХХ в.

 

    ЛИТЕРАТУРА

    Мир философии. М., 1991. Ч. 1-2.

    Хрестоматия по философии. М., 2000. Разд. П, Ш.

    Франк С. Смысл жизни. М., 1995.

    Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

    Фромм Э. Здоровое общество. М., 1995.

    Фромм Э. Иметь или быть? М., 1995.

    Фромм Э. Искусство любви. М., 1998.

    Лосский Н. Условия абсолютного добра. М., 1991.

    Немировская Л.З. Философия. Курс лекций. М., 1998. Лекция 12, глава. 5.

    Фокина З., Немировская Л. Философия. М., 2001. Часть 3. Главы 17, 20, 23.

 

    Темы докладов и рефератов

    1. Культура и цивилизация. Человек в технической цивилизации.

    2. Логика и язык. Информационный язык. Знаки, коды, шифры.

    3. Человек и общество. Индивид, индивидуальность, личность.

    4. С.Франк и проблема смысла жизни.

    5. Проблема свободы и ответственности личности. Свобода абсолютная и относительная.

    6. Э.Фромм и его произведения о свободе, любви и здоровом обществе.

    7. Насилие и ненасилие в истории человеческой мысли. Толстой и Ганди.

    8. Глобальные проблемы в истории философии. Кант и его трактат "О вечном мире".

 

        Контрольные  вопросы

    1. Понятие философского знания. Взаимосвязь философии и частных наук.

    2. Предмет философии и ее функции.

    3. Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения.

        Философское мировоззрение и его особенности

    4. Структура философии. Онтология, гносеология и аксиология. Их соотношение и место в философском знании.

    5. Исторические типы философии.

    6. Ранняя философская мысль. Философские школы о Вселенной, человеке и познании мира.

    7. Особенности античной философии. Натурфилософские школы о микро- и макрокосмосе.

   8. Античный материализм и атомизм. Диалектика. Гераклит. Демокрит.

   9. Сократ и Платон. Объективный идеализм Платона. Теория идей.

   10. Философское учение Аристотеля.

   11. Проблема мира и человека в средневековой философии.

   12. Ф.Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.

   13. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения и Нового времени. Формирование научной картины мира.

   14. Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона. Индуктивный метод познания. "Идолы познания".

   15. Рационализм Р.Декарта. "Рассуждение о методе".

   16. Метафизика и этика Спинозы.

   17. Т.Гоббс и Д.Локк о государстве и естественных правах человека.

   18. Основные идеи философии Просвещения ХУШ в.  (И.Гердер, Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо).

   19. Гносеология И.Канта. Понятие априорного знания.

   20. Этическое учение И.Канта. Нравственный категорический императив.

   21. Объективный идеализм и диалектика Гегеля.

   22. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

   23. Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли.

   24. Формирование и основные проблемы философии марксизма.

   25. Русская философская мысль Х1Х-ХХ в.в. Западничество и славянофильство.

   26  Проблема человека и смысла жизни в русской философии. Л.Толстой.

   27. Софиология и идея соборности в русской философии. В.Соловьев. С.Франк.

   28. Философия Н.Бердяева. Персонализм. Проблема свободы.

   29. Практически-нравственная ориентация русской философии. Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н.Бердяев. Тория парадоксальной этики Н.Бердяева.

   30. Европейская философия жизни. А.Шопенгауэр. Ф.Ницше.

   31. Основные черты философии экзистенциализма. С.Кьеркегор и проблема выбора.

   32. Проблема человека, его существования и сущности в современном экзистенциализме. М.Хайдеггер. Ж.-П.Сартр. А.Камю.

   33. Философия современного позитивизма и прагматизма. М.Шлик, Р.Карнап, К.Поппер, Д.Дьюи.

   34. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение. Проблема бытия в истории философской мысли.

   35. Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.

   36. Диалектическая взаимосвязь материи, движения, пространства и времени.

   37. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное. Учение З.Фрейда о "бессознательном".

   38. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития. Учение К.Юнга о "коллективном бессознательном".

   39. Социальное бытие и его специфика. Человек и общество. Э.Фромм о двух способах жизни человека в обществе.

   40. Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии. Принципы и законы диалектики. Диалектика в истории философской мысли.

   41. Философские проблемы познания. Структура познания.

   42. Проблема познаваемости в философии. Основные концепции познания.

   43. Специфика и формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.

   44.  Специфика и формы рационального познания.

   45. Единство чувственного и рационального познания. Научное и вненаучное познание. Обыденное, художественное, религиозное познание.

   46. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Критерий истины.

   47. Роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении. Философские концепции ненасилия.

   48. Общество и глобальные проблемы ХХ века.

   49. Свобода и ответственность личности. Философские учения о свободе.

   50. Философские учения о субстанциональном устройстве мира.

   51. Сенсуализм и рационализм в истории познания.

   52. Знак, его природа и роль в информационной деятельности.

   53. Соотношение действительности и мышления.

   54. Исторические типы рациональности, логика и язык.

   55. Проблема аксиологии в истории познания. Этическое и эстетическое в духовном опыте человека.

   56. Универсальные ценности и особенности ценностного сознания в истории человечества.

  

   Требования к уровню подготовки лиц, завершивших     подготовку по данному курсу

    Студент должен:

    - показать фундаментальные знания исторических типов философии и их специфики,  учений  видных философов и основных философских направлений, терминов и категорий, относящихся к основным философским направлениям;

    -  уметь самостоятельно анализировать философские проблемы;

    - сопоставлять различные философские направления в истории философии и современности;

    - ориентироваться и знать основную классическую философскую литературу.

 

 

    Критерии оценок знаний

    Оценка "отлично" предполагает полное, фундаментальное знание предмета, свободную ориентацию в проблематике, знание специальной философской литературы, использование дополнительных источников и первоисточников, умение обосновать свою научную позицию.

    Оценка "хорошо" предполагает  хорошее знание предмета и его проблематики, ориентацию в философской литературе, умение делать выводы и обобщения, видеть перспективу развития философии как науки.

    Оценка "удовлетворительно" предполагает, в целом, удовлетворительное знание основных вопросов курса в объеме учебной литературы.

 

 

   

                                                                              Проф. Л.З. Немировская.

       Экзаменационные    вопросы    по      философии.

1. Понятие философского знания. Взаимосвязь философии и частных наук.

2. Предмет философии и ее функции.

3. Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы философии.

4. Мифология и мировоззрение. Религия и мировоззрение. Философское мировоззрение и его особенности.

5. Структура философии. Онтология, гносеология, аксиология. Их соотношение и место в философском знании.

6. Исторические типы философии.

7. Ранняя философская мысль Древнего Востока. Философские школы Индии о Вселенной, человеке и познании мира.

8. Философия Китая. Конфуцианство и даосизм.

9. Основные этапы развития античной философии. Досократический период. Натурфилософские школы о микро- и макрокосмосе.

10. Античная диалектика и учение Гераклита. Античный материализм и атомизм. Демокрит.

11. Сократический период развития античной философии. Объективный идеализм и теория идей Платона. Аристотелизм и развитие логики.

12. Проблема мира и человека в средневековой философии. Реализм и номинализм.

13. Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.

14. Иудейская философия Средневековья. Основные направления иудейской философии: рационализм и мистицизм.

15. Гуманизм и пантеизм в философии Возрождения и Нового времени. Формирование научной картины мира.

16. Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона. Индуктивный метод познания. "Идолы познания".

17. Рационализм Р. Декарта.  "Рассуждение о методе".

18. Метафизика и этика Б. Спинозы.

19. Т. Гоббс и Д. Локк о государстве и естественных правах человека.

20. Основные идеи философии Просвещения ХУШ в. (И. Гердер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). 

21. Гносеология и этика И. Канта. Понятие априорного знания. Нравственный категорический императив.

22. Объективный идеализм и диалектика Гегеля.

23. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

24. Классическая немецкая философия и современная европейская  философская мысль.

25.Русская философская мысль Х1Х- ХХ в.в. Западничество и славянофильство.

26. Основные проблемы русской философии. Софиология и идея соборности. Персонализм и проблема свободы.

27. Практически-нравственная ориентация русской философии. Теория парадоксальной этики Н. Бердяева.

28. Философия жизни. А. Шопенгауэр. Ф. Ницше.

29. Основные проблемы философии экзистенциализма. С. Кьеркегор и проблема выбора.

30. Проблема человека, его существования и сущности в современном экзистенциализме. М. Хайдеггер. Ж.-П. Сартр. А. Камю.

31.  Философия современного позитивизма и прагматизма.  Философия К. Поппера.

32. Важнейшие философские понятия и категории. Проблема бытия и материи.

33. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.

34. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное. Учение З. Фрейда о "бессознательном".

35. Понятие социального (коллективного) сознания.  К. Юнг и его учение о "коллективном бессознательном".

36. Понятие социального бытия. Человек, личность, общество. Э. Фромм о формах социального бытия. Произведения "Быть или иметь?", "Здоровое общество".

37. Проблема метода в философии. Соотношение философских методов и методов частных наук.

38. Эмпирический и рационалистический методы познания. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Гипотетический метод. Роль интуиции в познании.

39. Диалектический, эволюционистский и системно-структурный методы познания. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Принципы и законы диалектики.

40. Модернизм и постмодернизм в философском познании. Кризис классической философии и развитие релятивизма.

41. Философские проблемы познания. Структура познания.

42. Проблема познаваемости в философии. Основные концепции познания.

43. Специфика и формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.

44. Знак, его природа и роль в информационной деятельности.

45. Специфика и формы рационального познания.

46. Единство чувственного и рационального познания. Научное и вненаучное познание. Обыденное, художественное, религиозное познание.

47. Понятие истины, основные концепции истины. Объективность, относительность, абсолютность истины. Проблема критерия истины.

48. Проблема насилия и ненасилия в философии. Философские концепции ненасилия.

49. Общество и глобальные проблемы ХХ в.

50. Свобода и ответственность личности. Философские учения о свободе.

51. Философские учения о субстанциональном устройстве мира.

52. Исторические типы рациональности. Логика и язык.

53. Проблема аксиологии в истории познания. Этическое и эстетическое в духовном опыте человека.

54. Универсальные ценности и особенности ценностного познания в истории  человечества.  

 

 


[1] Примерная Программа дисциплины "Философия" федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. Издание официальное, Москва, 2000.

Используются технологии uCoz