Международный Институт XXI Века

 

«Иудаика»

 

Вопросы

 

 

«Введение в иудаизм»

 

1-й семестр

 

1.       Является ли иудаизм религией национальной или универсальной? В чем и как это проявляется? Противоречит ли в жизни национальная установка универсальной установке или они дополняют друг друга? Какой путь Тора советует выбирать еврею, чтобы он мог правильно помогать всему человечеству?

2.       Как представляет нам Тора характер пребывания Адама в Саду Эденском? Что мы узнаем из этого о еврейском представлении о рае и роли человека в мире? Что есть "Хет"- грех?

3.       Каковы основные определения человека? К чему каждое из них обязывает на практике? В чём выражается «образ и подобие» человека Б-гу? (мнения нескольких комментаторов)

4.       Что есть "иудаизм"? Что может объединять евреев всего мира? Кто может называться евреем? На какие критерии мы должны обратить внимание?

5.       Не является ли иудаизм расизмом? Приведи объяснения и источники. Как на практике проявляется обособленность евреев? Какова роль еврейского народа среди остальных народов?

6.       Относится ли иудаизм с пренебрежением к другим народом? Почему есть законы "дискриминирующие" нееврея и предписывающие лучшее отношение к еврею?

7.       В чём принципиальная разница между западной и еврейской культурой? На каких конкретных примерах можно проследить эти различия?

8.       В чём проблема определения основ веры? На какие группы можно разделить основы веры Рамбама?

9.       Приведи минимум 10 основ веры, сформулированных Рамбамом, и объясни их.

10.   Объясни три основных атрибута, связанных с Б-гом, в понимании иудаизма: трансцендентность, личностность и нормативность. Как они проявляются на практике?

11.   Что, по мнению мудрецов, является доминантным: вера или действие? Докажи. Как это связано с целью творения мира?

12.   Как и с какими целями, иудаизм изучает историю? Почему после написания Танаха не были составлены книги по истории?

13.   Что такое Танах? Какую историческую эпоху он охватывает? Какие книги включает в себя? Каково  значение Танаха для культуры и жизни других народов? Какова ценность Торы для евреев?

14.   Почему в Торе нет описания внешности Моше? Как на примере поколения вавилонской башни мы можем понять практическое использование советов Торы?

15.   Письменная Тора и устная Тора. Отношение между ними, традиция

16.   Каковы цели дарования  заповедей? Почему нужен приказ? На какие категории  делятся заповеди? Приведи примеры.

17.   Отметь основные вехи в истории и литературе еврейских мудрецов.

18.   Особенности еврейского календаря. (Годы, месяцы, праздники)

19.   В чём смысл праздника в иудаизме? Приведи примеры.

20.   Как проявляется универсальность иудаизма в символике и действаях праздника Сукот? Что обозначает число 70 и где оно встречается?

21.   Каков основной духовный смысл праздника Рош Га-шана?

22.   Как на примере Хануки проследить подход иудаизма к истории?

23.   Каковы основные идеи Шабата? Как они проявляются в однокоренных словах?

24.   Каковы цели запрета работы в Шабат. Какие виды работ запрещены? Откуда мы это учим и почему?

25.   В чем связь между заповедью «любви к Богу» и «любви к ближнему»? Сравните поколения Потопа и поколение Вавилонской башни: в чем было различие их грехов и в чем различие наказаний?

26.   Какие проблемы встают перед иудаизмом в современности? Каковы возможные решения этих проблем?

27.   Проследи процесс цикла жизни человека. В чём особенности каждого этапа?

28.   Каковы основные составные части молитвы? Что есть молитва? В чём особенности синагоги?

29.   Какую роль играет сидур, судя по молитвам? Зачем требовалось устанавливать точный текст молитв?

30.   Каковы основные составляющие Шахарита? Объясни основные идеи каждой части.

31.   В чём особенности и важность Эрец Исраэль? Нарисуй карту Эрец исраэль и отметь основные города.

32.   Должен ли еврей умереть ради исполнения заповедей? Как иудаизм относится к желанию жить богато и наслаждаться жизнью?

33.   Каковы основные принципы еврейской этики? Приведи конкретные примеры.

 

«Введение в Танах»

 

2-й семестр

 

Праздники

 

  1. Каковы сельскохозяйственные названия "шлоша регалим"? Как они отражает духовный процесс, проходимый за этот период народом и человеком?
  2. Какие жертвы приносились в "шлоша регалим"? Как они отражает духовный процесс, проходимый за этот период народом и человеком?
  3. В чём заключается смысл праздника Песах в процессе формирования отношений между Б-гом и народом? Какие конкретные действия должны были предпринять евреи?
  4. В чём важность "маамад хар Синай"? Какую роль он играет в жизни и религии еврея?
  5. В чём заключается смысл дней "сфират ха-омер" и праздника Шавуот в процессе формирования отношений между Б-гом и народом?
  6. Какова духовная символика хамеца и мацы? (подробно) Как с этим связана жертва "Омер"?
  7. Каков духовный смысл праздника Сукот? Как он связан с будущим? Как заповеди Сукота связаны со смыслом праздника?
  8. Как иудаизм рассматривает

Танах

 

  1. Состав Танаха. Названия Танаха. Краткое содержание книг.
  2. Особенности каждой части Танаха. Авторы. Разбивка Торы и Наха.
  3. Краткая хронология Танаха. Ранние и поздние пророки. 
  4. Важность Танаха как источника для веры, законодательства, этики и истории. Роль Танаха в еврейской и мировой жизни.
  5.  Канонизация и апокрифы. Книги, которые хотели "похоронить", причины.
  6. Что обозначает "месора"?Что она  в себя включает? Кто занимался проблемами месоры? Роль Эзры. Кумранские свитки.
  7. Что обозначает "месора гдола" и «месора ктана»? Что она  в себя включает? Как обозначается? Приведи пример расшифровки.
  8. Теамим и никуд. Их определение, функции, окончательное формирование. "Кетер". 
  9. Изменилась ли еврейская письменность? Почему это важно с точки зрения религии?
  10. "Хасерот ве етерот". В чём состоит проблема? Приведи пример, показывающий сколь важна точность в передаче никуда и полного написания.
  11. Какие проблемы возникают при переводе текстов? Какие переводы Танаха ты знаешь?

      Как еврейские мудрецы рассматривали занятие переводами Торы? Докажи!

  1. Опиши особенности перевода Онкелоса. В чём его важность? Примеры.
  2. В чём отличия перевода Ерушалми от перевода Онкелоса? Приведи пример.
  3. Какими принципами руководствуется классический комментатор Танаха?
  4. Как объясняет Нацив особенности текста Торы?
  5. Какую роль играет Устная Тора? Какими вопросами занимается?
  6. Зачем нужен комментарий, и на какие вопросы пытается ответить?
  7. Школы комментаторов и их направления. Пардес.
  8. Разница между мидрашами и комментариями
  9. Комментарии Раши и их особенности. Личность комментатора.
  10. Комментарии Рамбана и их особенности. Личность комментатора.
  11. Комментарии Ибн Эзры и их особенности. Личность комментатора.
  12. Комментарии Рашбама и их особенности. Личность комментатора.
  13. Ранняя испанская школа комментария.
  14. Комментаторы эпохи "просвещения". Их цели и подходы.
  15. Комментарии на НаХ.
  16. Какие подходы к изучению текста использует библейская критика? В чём состоят основные её тезисы?
  17. Какие вопросы задаёт библейская критика в тексту Торы и Наха. Каков подход к ним религиозных комментаторов?
  18. В чём была промашка первого человека? Как это проявилось в наказании?
  19. В чём спор между еврейскими и христианскими комментаторами по поводу пасука "А человек познал жену свою Хаву"? Как это отражает мнение этих религий на супружескую жизнь?
  20. Какими качествами должен обладать пророк? Опиши институт пророчества в эпоху царей.
  21. Что означает правило "Мида кенегед мида"? Как оно проявляется на практике и в языке Танаха?
  22. Как относится Танах к поступкам своих героев? Приведи конкретные примеры.

 

  1. Отрывки из Танаха на рассмотрение:

·          Творение мира (Берешит 1-2)

·         Яаков и ангел (Берешит 32)

·          История с золотым тельцом (Шмот 32)

·          Ахан (Егошуа 7)

·         Элиягу на горе Кармель (Млахим-1 18)

·          Ишаягу (гл.1),

·          Ишаягу (гл.11)

·          Тегилим (гл.1)

·         Отрывок, по которому ты делал работу.

Мидраш

  1. Письменная и Устная традиции народа Израиля. Место мидраша в Устной традиции.
  2. К каким местам текста Писания появляется мидраш, и что нового открывает в тексте? (на примере глав Торы о Сотворении мира и человека).
  3. Мидраш как средство раскрытия фундаментальных проблем положения человека в мире и человеческого сообщества (сюжеты, относящиеся к первым двум поколениям человечества).
  4. Методы характеристики главного свойства героя в мидраше. Пристрастность мидраша в отношении к героям как контраст  объективному стилю Писания.
  5. Сгущение пространства и времени и отождествление разных героев как один из важнейших инструментов мидраша.
  6. Чему  нас учит мидраш? Цели мудрецов при написании мидраша.
  7. Объясните понятия «пшат» и «драш». Приведите пример к какому-нибудь стиху Торы. На какие три группы делит Рамбам людей в их отношении к словам мудрецов?
  8.  Какие виды мидрашей существуют? Когда были составлены первые сборники мидрашей? Приведи примеры.

 

 

Отвечая на следующие вопросы следует не только процитировать Мидраш, но и озвучить идею, которую Хазаль хотели вложить в него.

 

  1.  Какая проблема имеется в простом прочтении слова "Берешит" в первом стихе Торы? Как эта проблема решается на уровне пшата и на уровне драша?
  2. Какие ошибки допустила женщина в ответе Змею? В чём заключалась клевета Змея на Творца?
  3.  Какие три причины ссоры Каина и Эвеля приводит мидраш? Какая особенность текста заставляет искать этих причин?
  4. По какому поводу мидраш приводит поговорку: «не делай плохому хорошего, и с тобой не случится плохого»?
  5.  Мидраш приводит спор о том, ели ли ангелы у Авраама или только делали вид, что едят. Какое из этих мнений верно? Почему нам интересно это знать?
  6. Объясните слова мидраша: «Любовь нарушает строй и ненависть нарушает строй». Какие два примера приводит мидраш?
  7. Как мидраш объясняет то, что последнее испытание Авраама называется «связываением Ицхака», а не «жертвоприношением Ицхака» - как называют другие народы?
  8. На каком основании мидраш отождествляет Пинхаса и Элиягу?
  9. Как мидраш толкует слова Моше: «Кто такой я»?      
  10.  Объясните слова мидраша Берешит-раба (8:5): «Взял Он Истину и бросил ее на землю».
  11.  Что общего между четырьмя персонажами, обсуждаемыми в мидраше Берешит-раба (19:11)? Чем Ехезкель превосходил их?
  12. Мидраш Берешит-раба (48:14) приводит трудность:

         -3десь ты говоришь: «И он стоит над ними». А там он говорит "(три мужа)         

         стоят над ним"-                                                                                                                      

         В чём тут проблема и как она решается на уровне пшата и в мидраше?

  1. Что объединяет мидраш об Аврааме, принимающем ангелов, и мидраш о Моше, спорящем с ангелами?

64.    Какими заслугами наших предков объясняет мидраш рассечение Моря? В чём параллель между поступком и наградой за него?

 

 

 

 

«Видение в устную Тору»

 

3-й семестр

 

 

 

  1. Что в себя включает устная Тора? Связь с письменной Торой (логика и тексты письменной Торы). Почему устная Тора должна была быть устной? Как была обоснована её запись? (У.Т.-1,2)
  2. Основные эпохи развития У.Т. и общий исторический обзор этого времени. (таблица)
  3. Передача У.Т. от Моше до Великого собрания. Трактовка  и нововведения в эпоху пророков. Декларация Нехемьи. Личность и постановления Эзры. Софрим. Мудрецы  Великого собрания, их эпоха и деятельность.
  4. Важность передачи по цепочке поколений. Кто дал право мудрецам трактовать Тору? Как решить, кто является Мудрецом? Смиха.      Почему нововведения мудрецов не нарушают правила «не добавляй…» Различия между законами деорайта и дерабанан и их практическое значение. (У.Т.-2)
  5. Какова роль Большого суда (Сангедрина) в Иерусалиме? Правила решения спорных вопросов, вынесения постановлений, отмены предыдущих постановлений. См. Рамбам.
  6. Пары: их эпоха (личности), высказывания и постановления.                 У.Т. традиция или обновление. Мнения. Прузбуль. Изменилась ли письменность? (У.Т.-3,5)
  7. Мидраш Галаха – темы и формы. 13 способов трактовки (см. Крат. Евр. Энц.- статья «герменевтика»). Примеры.
  8. Споры между мудрецами. Первый спор в истории - приношение жертв во время праздников. Развитие и разрешение спора. (У.Т.-3)
  9. Секты в иудаизме. Цдуким и байтусим. Их воззрения, влияние на историю народа и его обычаи.(У.Т.-3)
  10. Гилель и Шамай: личности и разногласия. Спор между школами: база, история и разрешение. (У.Т.-4)
  11. Гилель – новая эпоха в развитии У.Т. История его назначения  наси. 7 способов трактовки текста. Разбор его диалога с бней Бетера. (У.Т.-3)
  12. Эпоха танаим. Исторические события. Поколения танаим и личности: р. Йоханан бен Закай. "10 убиенных властями".(У.Т.-5)
  13.  р. Гамлиэль 2 из Явне, р. Егошуа, р. Элиэзер. "Ло ба-шамаим хи".    (У.Т.-4,5)Становление власти Наси и конфликты вокруг неё.
  14. р. Акива, р. Ишмаэль. разница в подходе к трактовке Торы. (У.Т.-6)
  15. р. Шимон Бен Гамлиэль 2, р. Меир, р.Егуда, р. Шимон бар Йохай. (У.Т.-6)
  16. р. Егуда га-наси. Его деятельность и редакция Мишны. Когда начала создаваться Мишна? История развития и кодификации.
  17. Особенности языка Мишны. Разница между Мидрашом и Мишной. (У.Т.-7) Состав Мишны. Разбивка. Комментаторы. Брайта и Тосефта.
  18. Особенности языка Мишны. Разбор текстов и умение указать на эти особенности.
  19. Эпоха амораим. Исторический фон в Вавилонии и Эрец Исраэль.
  20. Личности некоторых амораим: Рав и Шмуэль, р. Йоханан и Реш Лакиш, р.Нахман, р. Егуда б. Ехезкель,  Абаи и Рава.
  21. Работа амораим над Мишной: толкование, поиск источников и смысла законов Мишны и т.д.   Примеры, основанные на цитатах из Талмуда.
  22. Другие темы и формы сугьот. Самостоятельное творчество амораим. Особенности подхода, стиля и языка Гемары. Примеры.
  23. Редакция вавилонского Талмуда. Равина и р. Аши. Канонизация: Танаха, Мишны и Талмуда и её практическое значение. Роль Талмуда в последующие эпохи.
  24. Комментарии на Талмуд эпохи ришоним – текстовые и галахические. Ашкеназская и сефардская школы. Примеры. Личности комментаторов.
  25.  Иерусалимский Талмуд: составление, редакция и распространение. Различия между Талмудами.
  26. Галаха как база, формирующая лицо народа и индивидуума. Литература Галахи: причины возникновения, возражения. Формы галахической литературы.
  27. Галахические постановления в эпоху второго Храма, Мишны и Талмуда и в эпоху Гаоним. Респонсы, монографии. Строение, темы Связи с еврейскими общинами по всему миру.
  28. Эпоха ришоним. Личности комментаторов. Сборники Галахи Рифа и Роша: форма, задачи, темы обсуждения, принципы постановления Галахи. Примеры.
  29. Рамбам как личность. ’’Революция’’- книга ’’Мишне Тора’’: особенности, цели, противники, комментаторы. Примеры.
  30. ’’Арбаа турим’’. Бейт Йосеф. Р. Йосеф Каро. Шульхан арух. Мапа и другая сопутствующая литература. Современная галахическая литература.
  31. Примеры развития Галахи от Танаха и до наших дней.

 

 

Можно взять материал в Краткой Евр. Энц. Есть в библиотеке и на Интернете   http://www.eleven.co.il)                                                                                                                

 

Обязательно приводить примеры или доказательства из источников (используя листы "Устная Тора").

 

 

 

 

 «Введение в Махшевет Исраэль».

 

4-й семестр

 

 

Вопросы к зачёту.

 

На все вопросы, касающиеся Махшевет Исраэль, обязательно раскрыть тему, привести мнения различных философов

(если они упоминались на лекциях)

и очень желательно цитировать источники

(от этого будет зависеть общая оценка зачёта).

 

1.            Охарактеризуйте область исследований, называемую «еврейской философией». Какие подходы к определению этой области Вам известны?  Сформулируйте основные различия «греческого» и «еврейского» (библейско-талмудического) мировоззрений.

2.            Изложите теорию познания Саадьи гаона. В чем ее отличие от теории познания мутакалимов? Какого соотношение между Разумом и Откровением с точки зрения Саадьи гаона?

3.            Охарактеризуйте подход Саадьи гаона к толкованию Писания. Чем он отличается от подхода мудрецов Талмуда? В чём было различие между ортодоксальным иудаизмом и ортодоксальным исламом в вопросе подхода к философии?

4.            Какие задачи ставил перед собой Саадья гаон при написании  трактата «Верования и мнения»? Почему, вообще, именно в средневековье возникли первые книги по еврейской философии?

5.            Опишите характерные черты средневекового неоплатонизма. Что представляет собой теория эманации? Какую роль она сыграла в иудаизме?

6.            Какова роль «Теологии Аристотеля» в формировании средневекового аристотелизма. Опишите характерные черты средневекового аристотелизма и его влияние на еврейскую философию.

7.            Охарактеризуйте трактат Бахьи ибн Пакуды «Обязанности сердец»

8.            Охарактеризуйте основные идеи «Сефер Кузари» Йегуды Галеви.

9.            Укажите основные особенности «Путеводителя растерянных» Рамбама и опишите структуру трактата.  Какие цели ставил перед собой Рамбам при написании «Путеводитеоя растерянных» и с помощью каких средств собирался их решать?

10.        Почему Рамбам при написании «Путеводителя растерянных» решил прибегнуть к эзотерическому письму? Охарактеризуйте его эзотеризм. В каких целях применяется эзотеризм в других источниках и верованиях?

11.        Охарактеризуйте подход Рамбама к толкованию Писания. Какие аспекты учения Рамбама подвергались наибольшей критике?

         Опишите пути развития еврейской философии после Рамбама

12.        Что такое «махшевет  Исраэль». Разница между м.и. и философией. Как объяснить использование еврейскими мудрецами «чужой» философии?

        Отношение мудрецов к философии и «греческой мудрости».

13.        Проблема определения основ веры. Их определение в эпоху пророков.  13 основ веры Рамбама. Что в себя включают? По каким принципам  их можно разделить на подгруппы?

14.        Причины формирования Рамбамом основ веры. Как  определяет Рамбам  евреев не принимающих эти принципы. Всегда ли он был столь категоричен?

15.        Каково отношение позднейших философов к «принципам»?

16.        В чём состоит проблема описания атрибутов Б-га. Как различные авторы подходят к её решению?

17.        Б-г далёк или близок? В чём заключается философская проблема?  Можно ли преодолеть пропасть между Б-гом и человеком и как? Приведи конкретные примеры проявления таких отношений и законы, устанавливающие баланс.

18.        Заповедь веры и пути её реализации. Есть ли противостояние веры и разума. Что предпочитает иудаизм "слепую" веру или изучение и исследование?

19.        Наука и религия. В чём разница между подхода к вопросам науки и религии? Есть ли абсолютное знание в науке (опишите процесс научного становления этого вопроса). Приведите конкретные примеры противостояния или, наоборот, соответствия современной науки и иудаизма. 

20.        Какую роль играют в Выход из Египта и дарование Торы в становлении иудаизма? Какие конкретные примеры их влияния можно привести?

21.        Передача через поколения и её важность. Слова мудрецов – объяснение старого или новизна? (если да – почему их надо слушать)?  Роль устной Торы.

22.        Каковы цели существования мира? Есть ли проблема в их формулировке? Какое практическое значение это имеет? Как можно объяснить существование зла в мире?

23.        Как должен выглядеть и какими качествами обладать совершенный человек?

24.        Есть ли у человека свобода выбора? Каке этому можно привести доказательства? В каких случаях она проявляется? Как могут сосуществовать свобода выбора человека и совершенность познания

         Б-га?

25.        Как иудаизм определяет значение определения "Человек", и в чём принципиальные отличия человека от животного? Как действия человека влияют на мир?

26.        Для чего нужны заповеди? Что означает принцип
"приоритета действия" в иудаизме. Есть ли у заповедей смысл и если да, нужно ли нам его знать?

27.        Что такое Хашгаха. Какие её виды существуют. Когда, как и по отношению к кому они срабатывают?

28.        В какой форме и с какими целями иудаизм, как религия, изучает историю? В чём это проявляется?

29.        В чём проявляется особенность евреев. Является ли иудаизм – расизмом. Каковы функции еврейского народа в целом? Каковы, с еврейской точки зрения, причины  антисемитизма?

30.        Награда и наказание. «Рай и ад». Жизнь после смерти. Машиах.

31.        В чём состоит общая концепция еврейских праздников? Какой духовный смысл вкладывается в праздник Песах и его атрибуты?

32.        Отношение Торы к Амалеку. Что представляет собой идеология Амалека и как она проявляется в отдельном человеке?

 

Персоналии: Расаг (р. Саадья гаон), Ригаль (р.Егуда га-леви "Кузари"), Рамбам, Рамбан, Магараль, га-Ари (Лурия) , Рамхаль (Луцато).

 

 

 

 

 

«Уклад жизни еврея и её смысл»

 

5-й семестр

 

 

  1. Брит мила. Законы, благословения. Основы смысла. Орла. Там. Самоконтроль. Гиюр. 3 части милы. Песах и мила. 8. 
  2. Тфилин. Законы. Разбор отрывков Торы и их смысла. Символика. Связь, избранность. Смысл слова «Тфилин».«Дома».
  3.  Цицит. Разбор отрывка Торы. Галаха. Основы заповеди. Корах. Цвета -  Тхелет.       4 угла. 613. Шаатнез.32.
  4. Храм – идея и её воплощение. Ханука. Синагога.
  5. Обряды, порядок, действие. Цикл жизни. Символика и смысл. "Научный" подход. (Лео Штраус). Способы исследования: тексты, символика, гиматрия, намёки, нумерология, "сод".
  6. Символика  числа «3» и примеры её проявления. Олам-Шана-Нефеш.
  7. Смысл и символика одежды. Ноах и сыновья.
  8. Что есть истинная свобода, по мнению Торы? Песах.
  9. Рамбан о смысле выхода из Египта и о чудесах.
  10. Греческий и еврейский подход к материальному миру.

 

 

Используются технологии uCoz