Международный Институт XXI Века

 

«История Исторической Науки Историография»

 

 

Программа

 


 

Программа дисциплины «История исторической науки. Историография» федерального компонента цикла ОПД.Ф.04 составлена кандидатом исторических наук Осиповой Н.М. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 03040165 «История»


 

 

Историография

Цель курса - представить в целостном виде проблемы формирования профессиональной историографии в странах Запада, рассмотреть содержание историографических процессов в современном мире, качественные преобразования в структуре и институтах академического исторического знания, разработку в исторической профессии понятийного аппарата, конкретные исследовательские подходы, проблемные поля, нормы и предписания исторического знания.

Задача курса - содействовать усвоению студентами этимологии базовых категорий и понятий профессиональной историографии, полисемантичности их содержания в XX веке, овладению основ теории и методологии исторической науки.

В результате изучения курса студенты должны иметь представление о месте профессиональной историографии в системе социально-гуманитарного знания, понимать содержание и специфику исследовательской работы историка во взаимосвязи с определенным культурно-историческим контекстом.

В основу лекционного курса положен системный подход и познавательные процедуры из структурализма и постструктурализма, позволяющие проблематизировать и критически осмысливать мировую историографическую традицию и сущностные элементы историографической культуры.

Объем курса - 42 часа лекций и 26 часов семинарских занятий. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета и экзамена.

 

Основные темы курса.

ТЕМА 1. Введение.

Предмет и задачи курса. Определение проблемных полей. Характеристика основных подходов к изучению истории исторической науки. Понятийно-терминологический аппарат. Историографические источники и специфика работы с ними. История историографии как теоретико-методологическая рефлексия. Функции исторической науки как составной части духовной культуры общества. Историческое сознание и историческая память. Историческое сознание и историческая наука. Событие и факт. Хронология и периодизация. Жанр всемирной истории. История и литература.

 

ТЕМА 2. История формирования исторической профессии.

Рождение историографии в культуре античного мира. Геродот. Фукидид. Лукиан. Тацит. Иосиф Флавий.

Характерные черты и особенности христианской средневековой историографии. Аврелий Августин. Беда Достопочтенный. Гальфрид Монмутский. Византийская историография. История еврейского исторического знания. Древнерусские исторические сочинения.

Историография в контексте культуры гуманизма и Возрождения. Лоренцо Валла. Жан Боден. Никколо Макиавелли. Фрэнсис Бэкон.

Формы и способы историописания в раннее Новое время. Политическая история и антикварианизм в странах Европы, их судьбы в XVII - XVIII вв. Складывание источниковой базы, приемов и методов критической работы с историческими свидетельствами. Мавристы. Болландисты.

Историография в контексте культуры Просвещения. “Философская история” и формирование “национальной истории”. С. Пуфендорф. Г. Болингброк. Вольтер. Д. Юм. Э. Гиббон. Уил. Робертсон. И.-Г. Гердер. В.Н. Татищев. М.М. Щербатов. М.В. Ломоносов.

Дифференциация естественно-научного и социально-гуманитарного знания в странах Запада в конце XVIII - первой половине Х1Х века. Проблемы профессионализации исторического знания. История как литература и история как наука. Процесс секуляризации в историографии.

Принцип историзма в изучении прошлого. Характерные черты романтической историографии. Л. фон Ранке. Б. Нибур. Ф. Гизо. Ж. Мишле. Т. Карлейль. В. Скотт. Н.М. Карамзин. М.Н. Погодин. Т.Н. Грановский.

Интерпретация исторического процесса в философских системах Х1Х в. Г. Гегель. К. Маркс. Ф. Энгельс. Н.Я. Данилевский. Ф. Ницше.

Принцип объективности в исследовании истории. Черты и свойства позитивистской историографии. Г. Бокль. Д. Грин. И.Тэн. А. Токвиль. И.Г. Дройзен.

Место историографии в дисциплинарной иерархии наук в XIX в. Статус университетской историографии в странах Европы и Северной Америки.

ТЕМА 3. Структура исторического знания в конце Х1Х - первой половине ХХ века. Институционализация исторической науки.

История в университетах и исторических обществах. Феномен “национальной” историографии. Черты универсализма в исторической профессии.

Структура и объем политической историографии. Институционализация экономической истории на рубеже веков. Рождение социальной и культурной истории в первой половине ХХ в.

Влияние философских направлений на предмет историографии и содержание познавательных подходов в исторической науке. Критика (внутренняя и внешняя) позитивизма в исторической профессии. В. Дильтей. Г. Риккерт. Б. Кроче. М. Вебер. Р. Коллингвуд. М. Блок. Л. Февр. Й. Хейзинга. Ш. Ланглуа. Ш. Сеньобус. А.С. Лаппо-Данилевский. Р.Ю. Виппер. Л.П. Карсавин.

Воздействие “философии жизни”, неокантианства и философской герменевтики на историческую профессию и возвышение в ней индивидуализирующего подхода при сохранении значимости этического идеала исторического синтеза.

Роль социально-научной теории и научного метода в профессиональной историографии. Феномены историзации, антропологизации, психологизации научного метода. Модификации исторического метода: историко-генетический, историко-типологический, сравнительно-исторический. Структурный метод в историографии.

Характеристика основных черт и свойств концептуальной историографии. Историография и идеология.

Российская историография и «русская историческая школа». Т.Н. Грановский. В.И. Герье. В.О. Ключевский. Н.И. Кареев. П.Г. Виноградов. И.В. Лучицкий. М.М. Ковалевский.

ТЕМА 4. Правила профессионального исторического сообщества в ХХ веке.

Представления о предмете изучения и труде историка, о нормах исторического познания и объяснения. Историк как медиатор; принцип созидании истории “такой, какой она была” на основе объективного, критического изучения источников.

Историография как научное постижение прошлого и прошлое как научная историография. Конвенциональность языка объяснения и описания в историческом нарративе. Договорно- регламентирующий характер семантики базовых понятий и терминов внутри профессионального исторического сообщества.

Основа конвенциональности - монопольное положение принципов объективизма в исторической профессии (аксиома объективной исторической реальности, постулат субъектно-объектной дихотомии, право историка, опираясь на источники, говорить и писать от имени прошлого).

Генерализирующий и индивидуализирующий подходы к объяснению и описанию прошлого. Их различие и общие черты. Динамика этих подходов в профессиональной историографии в ХХ веке.

Советская историография. «Историческая школа М.Н. Покровского».

ТЕМА 5. Концепты “национальная историография”, “направление”, “школа” в историографии середины и второй половины ХХ века.

Объем понятия “национальная историография” и его изменение в условиях общенаучной революции середины ХХ в., развития системы научных коммуникаций и академической интеграции. Понятия “направление” и “школа” в профессиональной историографии. Школа культурно-исторического синтеза. Я. Буркхард. К. Лампрехт. А. Берр. Школа “Анналов” во Франции. М. Блок. Л. Февр. Ф. Бродель. Школа “новой истории” в США. К. Беккер. Ч. Бирд.

Конвенциональность, универсализм, интертекстуальность vs историко- и социо-культурного своеобразия интеллектуальной среды в разных регионах и странах Европы и Америки. Феномен филиации идей и взаимообогащения интеллектуального опыта.

Идеология и теоретико-методологические основы исторического знания в ХХ в. Консервативная, либеральная, (лево- и право-радикальная, марксистская академическая историография.

ТЕМА 6. Феномен “новой исторической науки” в историографии ХХ в.

Понятия “старая” и “новая наука” в историографии ХХ века, историческая и культурная обусловленность их содержания. “Качание маятника” между генерализирующей и индивидуализирующей историографией внутри исторического сообщества.

Идеологические и нравственно-религиозные искания историков середины ХХ века в связи с новой социально-политической и научно-технологической ситуацией в мире. “Постижение истории” А. Тойнби. Христианская история Г. Баттерфилда.

Утверждение принципов нового социоисторизма (нового исторического позитивизма) в европейской и американской историографии в 50 - 60е годы ХХ века.

Роль теории экономического роста, индустриального и постиндустриального общества, теории модернизации и пр. в подтверждении принципов объективизма и натурализма. Новая апология жизнеспособности социально-научной теории в историографии.

“Социологизация” других областей социально-гуманитарного знания (структурная антропология, структурная лингвистика, социолингвистика, семиотика, структурно-семиотический подход в литературной критике, социальная психология, социальная география, и пр.). “Тотальная социологизация” как возможность установления “прозрачных” границ между дисциплинами и - распространение междисциплинарности в социально-гуманитарном знании.

Когнитивизация социальных наук и гуманитарного знания. Закрепление междисциплинарной практики в гуманитарной сфере средствами теорий информации и коммуникации. Вторжение в историографию 60 - 70х годов дисциплинарных концептов, подходов и методов из антропологии, психологии, лингвистики, литературной критики.

Самосознание “новой экономической истории”, “новой социальной истории”, “новой политической истории”, “новой культурной истории” в третьей четверти ХХ века. Предмет, методы, проблемные поля, язык. Институты “новой исторической науки”. Оптимизм и разочарования в достижении “нового исторического синтеза”.

ТЕМА 7. Академическая историография и вызов постмодернизма.

Предчувствие и признаки “постмодернистского состояния”. Воздействие постструктурализма и деконструктивизма на академическую историографию последней трети ХХ века. Значение трудов Р. Барта, М. Фуко, Ж. Деррида для современного исторического знания. Изменение представлений о научности в профессиональном историческом сообществе.

Феномен лингвистического поворота в гуманитарном знании и его проявления в исторической науке. Работы Х. Уайта и Д. Ла Капры. Роль литературной теории в современных исторических исследованиях. Р. Шартье. М.М. Бахтин. Основы антиобъективистской “новой интеллектуальной истории” и ее модификации в американской и западноевропейской историографии.

Формирование нарративной философии истории. Труды Ф. Анкерсмита, Г. Келлнера. Проблематизация понятий “историческая реальность”, “исторический факт”, “историческое свидетельство”, “исторический нарратив”.

Особенности взаимоотношений “нормальной” исторической науки с постмодернистским направлением в историографии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.      Репина Л.П. История исторического знания. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2004. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.

2.      Бокль Г.Т. История цивилизации в Англии. В 2 т. М., 2002.

3.      Иосиф Флавий. Иудейская война. М., 2004.

4.      Иосиф Флавий. Иудейские древности. М., 2004.

5.      Источниковедение истории южных и западных славян. Феодальный период. М., 1999.

6.      Портреты историков. В 2 т. М.-Иерусалим, 2000.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.      Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М. 1964.

2.      Вжозек В. Историография как игра метафор: судьбы “новой исторической науки” // Одиссей. 1991. М. 1991.

3.      Визгин В.П. Постструктуралистская методология истории: достижения и пределы // Одиссей. 1996. М. 1996.

4.      Григорьева И.В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М. 1984.

5.      Гавришина О.В. Историческая наука в ситуации “постмодерна”: по материалам работы Ф.Р.Анкерсмита “Эффект реальности в трудах историков” // Культура и общество в средние века - раннее новое время. Методология и методики современных зарубежных и отечественных исследований. М. 1998.

6.      Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988, №1.

7.      Гуревич А.Я. Историк конца ХХ века в поисках метода // Одиссей. 1996. М. 1996.

8.      Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М. 1978.

9.      Зверева Г.И. Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории // Одиссей. 1996. М. 1996.

10.  Зверева Г.И. Обращаясь к себе: самопознание профессиональной историографии конца ХХ века // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. - 1/99. - М. 1999.

11.  Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки / отв.ред. И.С.Галкин. М. 1977.

12.  Историография истории нового времени стран Европы и Америки / Отв. ред. И.П.Дементьев. М. 1990.

13.  Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Отв. ред. И.П.Дементьев, А.И.Патрушев. М. 2000.

14.  Кнабе Г.С. Общественно-историческое познание второй половины ХХ века, его тупики и возможности их преодоления // Одиссей. 1993. М. 1994.

15.  Мучник В.М. Историческое сознание на пороге XXI века. От “логоса” к мифу // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 25. Томск. 1999.

16.  Мучник В.М., Николаева И.Ю. От классики к постмодерну: о тенденциях развития современной западной исторической мысли // К новому пониманию человека в истории. Томск. 1994.

17.  Организация исторической науки в странах Западной Европы / отв.ред. В.В.Согрин. М. 1988.

18.  Репина Л.П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей. 1996. М. 1996.

19.  Репина Л.П. “Новая историческая наука” и социальная история. М. 1998.

20.  Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М. 1997.

21.  Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы “Анналов”. М. 1993.

22.  Ястребицкая А.Л. Культурное измерение историографического // Культура и общество в средние века - раннее новое время. Методология и методики современных зарубежных и отечественных исследований. М. 1998.

23.  Appleby J., Hunt L., Jacob M. Telling the Truth about History. Lnd.-N.Y. 1995.

24.  Breisach E. Historiography. Ancient, Medieval and Modern. Chicago. 1983.

25.  Certeau de M. The Writing of History. N.Y. 1988.

26.  Foucault and the Writing of Hiistory / ed. J.Goldstein. Lnd. 1994.

27.  Jenkins K. On “What is History?” From Carr and Elton to Rorty and White. Lnd - N.Y. 1996.

28.  Modern European Intellectual History. Reappraisals and New Perspectives / eds. D.LaCapra et al. Ithaca. 1982.

29.  A New Philosophy of History / eds. F.Ankersmit, H. Kellner. Lnd. 1995.

30.  Novick P. That Noble Dream. The Objectivity Question and the American Historical Profession. Cambr.-N.Y. 1988.

31.  New Perspectives on Historical Writing / ed. P.Burke. Cambr. 1995.

32.  The New Cultural History / ed. L.Hunt. Berkeley. 1989.

33.  Post-Structuralism and the Question of History / eds. D.Attridge et al. Cambridge. 1987.

34.  Tosh J. The Pursuit of History: Aims, Methods and New Directions in the Study of Modern History. L. 1984.

35.  White H. Metahistory. Historical Imagination in the XIXth century. Baltimore. 1973.

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

В процессе чтения курса предполагается проведение коллоквиумов по учебной и научной литературе, указанной в списке. Выбор текстов для коллоквиумов обусловливается необходимостью усвоения студентами базовых понятий и концепций историографии, проблем теории и методологии исторического знания, вопросов, касающихся направлений и динамики историографических процессов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К КУРСУ.

1. Основные подходы к изучению истории исторической науки.

2. Историческое сознание и историческая память.

3. Историческое сознание и историческая наука.

4. Событие и факт. Хронология и периодизация.

5. Жанр всемирной истории. История и литература.

6. Греческая историография.

7. Культура историописания римских авторов.

8. Характерные черты и особенности христианской средневековой историографии.

9. Историография в контексте культуры гуманизма и Возрождения.

10. Византийская историография.

11. История еврейского исторического знания.

12. Древнерусские исторические сочинения.

13. Формы и способы историописания в раннее Новое время.

14. Историография в контексте культуры Просвещения.

15. Характерные черты романтической историографии.

16. Принцип объективности в исследовании истории. Черты и свойства позитивистской историографии.

17. Проблемы профессионализации исторического знания в XIX в.

18. Структура и объем политической историографии в первой половине ХХ в.

19. Содержание и институционализация экономической истории в конце XIX - первой половине ХХ в.

20. Утверждение социальной и культурной истории в первой половине ХХ в.

21. Представления о предмете изучения и труде историка, о нормах исторического познания и объяснения в профессиональной историографии ХХ в.

22. Характеристика исторического метода и его модификаций в профессиональной историографии конца XIX - первой половины ХХ в.

23. Характеристика историко-типологического и сравнительно-исторического методов в историографии.

24. Структурный метод в историографии и его разновидности.

25. Понятия “направление” и “школа” в профессиональной историографии.

26. Критика позитивизма в исторической профессии в первой половине ХХ в.

27. Воздействие “философии жизни” и неокантианства на историческую профессию.

28. Роль философской герменевтики в историографической культуре середины и второй половины ХХ в.

29. Новый социоисторизм (новый исторический позитивизм) в европейской и американской историографии в 50 - 60е гг. ХХ в.

30. Феномен междисциплинарности в профессиональной историографии середины ХХ в.

31. Характеристика “новой социальной истории”.

32. Характеристика “новой культурной истории”.

33. Воздействие постструктурализма и деконструктивизма на академическую историографию в последней трети ХХ века.

34. Феномен лингвистического поворота в гуманитарном знании и его проявления в исторической науке.

35. Формирование нарративной философии истории.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ.

Тема

Лекции

Семинары

Всего

1. Вводная лекция. Предмет и задачи курса. Понятийно-терминологический аппарат. Проблемы историографии.

2

 

2

2. Способы историописания в античном мире.

2

4

6

3. Формы представления прошлого в христианской средневековой историографии.

4

6

10

4. Историография эпохи Возрождения и раннего Нового времени.

4

4

8

5. История формирования исторической профессии в XVIII-XIX вв.

4

4

8

6. Проблемы институционализации и структура исторического знания в конце ХIХ-первой половине ХХ века.

4

4

8

7. Нормы и правила профессионального исторического сообщества в ХХ веке.

4

4

8

8. Феномен “новой исторической науки” в историографии ХХ века.

4

 

4

9. Язык и подходы модернистской профессиональной историографии второй половины ХХ века.

4

 

4

10. Роль “лингвистического поворота” в историческом знании последней четверти ХХ века.

4

 

4

11. Академическая историография и вызов постмодернизма.

4

 

4

12. Историческая профессия на рубеже ХХI века.

2

 

2

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Рождение историографии в культуре античного мира: Геродот. Фукидид. Лукиан. Тацит. Иосиф Флавий.

2. Характерные черты и особенности христианской средневековой историографии: Аврелий Августин. Беда Достопочтенный. Григорий Турский. Гальфрид Монмутский.

3. Историография в контексте культуры гуманизма и Возрождения: Лоренцо Валла. Флавио Биондо. Жан Боден. Николо Макиавелли. Фрэнсис Бэкон.

4. Историография в контексте культуры Просвещения: С. Пуфендорф. Г. Болингброк. Вольтер. Д. Юм. Эдв. Гиббон. Уил. Робертсон. И.-Г. Гердер. В.Н. Татищев. М.М. Щербатов. М.В. Ломоносов.

5. Характерные черты романтической историографии: Л. фон Ранке. Л. Нибур. Ф. Гизо. Ж. Мишле. Т. Карлейль. В. Скотт. Н.М. Карамзин. М.Н. Погодин. Т.Н. Грановский.

6. Интерпретация исторического процесса в философских системах Х1Х в.: Г. Гегель. К. Маркс. Ф. Энгельс. Н.Я. Данилевский. Ф. Ницше.

7. Черты и свойства позитивистской историографии: Г. Бокль. Д. Грин. И. Тэн. А. Токвиль. И.Г. Дройзен.

8. Влияние философских направлений на предмет историографии и содержание познавательных подходов в исторической науке: В. Дильтей. Г. Риккерт. Б. Кроче. М. Вебер. Р. Коллингвуд. Й. Хейзинга. Ш. Ланглуа. Ш. Сеньобус. А.С. Лаппо-Данилевский. Р.Ю. Виппер. Л.П. Карсавин.

9. Российская историография и «русская историческая школа»: Т.Н. Грановский. В.И. Герье. В.О. Ключевский. Н.И. Кареев. П.Г. Виноградов. И.В. Лучицкий. М.М. Ковалевский.

10. Школа культурно-исторического синтеза: Я. Буркхард. К. Лампрехт. А. Берр. Школа “Анналов” во Франции: М. Блок. Л. Февр. Ф. Бродель. Школа “новой истории” в США: К. Беккер. Ч. Бирд.

11. Советская историография. «Историческая школа М.Н. Покровского».

12. Значение трудов Р. Барта, М. Фуко, Ж. Деррида для современного исторического знания.

 

13. Роль литературной теории в современных исторических исследованиях. Работы Х. Уайта и Д. Ла Капры. Р. Шартье. М.М. Бахтин.

 

14.Формирование нарративной философии истории. Труды Ф. Анкерсмита, Г. Келлнера.

 
Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ uCoz