Международный Институт XXI Века

 

Экономическая теория

 

Программа курса

       

         Экономическая теория рассматривает принципы деятельности экономических систем, исследует проблемы хозяйствования на уровне отдельного предприятия, фирмы и на уровне экономики страны в целом, анализирует закономерности поведения потребителей и производителей, изучает отдельные секторы экономики и условия их взаимодействия.

Курс экономической теории, изучаемый в течение первого и второго семестра обучения, включает четыре раздела:

     I.Основные понятия экономической теории и ее задачи.

     II. Микроэкономика.

     III. Макроэкономика.

     IV. История экономических учений.

В первом семестре предметом изучения являются основные понятия экономической теории и ее задачи и микроэкономика. Во втором семестре изучается макроэкономика, а также история экономических учений.

Ниже представлено содержание разделов, изучаемых в первом семестре, и охарактеризовано содержание разделов, изучаемых во втором семестре.

  

I. Основные понятия экономической теории и ее задачи.

 

   Предмет экономической теории, методы исследования.

                   

Методы исследования экономических явлений включают метод научной абстракции, анализ и синтез, математические приемы, экономическое моделирование, графический анализ, статистическое наблюдение, экономический эксперимент

       

 Проблемы экономического развития.

 

Потребности общества и возможности их удовлетворения. Экономические ресурсы (факторы производства.) Ограниченность экономических ресурсов.

Основная проблема экономический науки.

 

 Рыночная экономика как  форма организации хозяйства.  

 

Причины возникновения рыночной системы.

Основные черты рыночной экономики.

Частная собственность и рынок.

Функции рынка.

Кругооборот благ и доходов.

 

  Рыночные механизмы. Цены

.

Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Неконкурентный рынок и типы рыночных    структур при несовершенной конкуренции.

 

                                    

 

II. Микроэкономика.

 

          Спрос на товар и предложение товара.

 

Закон спроса, кривая спроса, факторы изменения спроса.

Закон предложения, кривая предложения, факторы изменения предложения

Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.

Эластичность спроса и эластичность предложения. Характеристики эластичности.

 

          Теория поведения потребителей.

 

Потребительские предпочтения и понятие полезности. Предельная полезность.            Закон убывающей предельной полезности.

Правило максимизации полезности.

Анализ потребительского выбора с использованием кривых безразличия. Карта кривых безразличия. Бюджетное ограничение потребителя. Предельная норма замены одного товара другим.

Рыночный спрос и индивидуальный спрос.

Эффект дохода. Эффект замещения.

 

          Теория производства.

  

Предприятие (фирма) в рыночной экономике. Предпринимательство и основные организационно-правовые  формы предпринимательства в РФ.

Производство, использование фирмой факторов производства и производственная функция.

Продукт фирмы: общий продукт, средний продукт, предельный продукт.

Поведение фирмы (изменения производственных факторов и объемов производства) в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде. Закон убывающей отдачи фактора производства. Замещаемость факторов производства.

Издержки производства. Сущность издержек производства (издержек фирмы) и виды издержек. Альтернативные издержки.

Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Изменения средних и предельных издержек. Кривые издержек.

Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Эффект мас штаба производства. Кривые долгосрочных издержек.

Прибыль и условия максимизации прибыли.

Состояние равновесия фирмы на рынке совершенной конкуренции.

Рыночные структуры при несовершенной конкуренции (монополия и монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия).

Рынки факторов производства и распределение доходов.

Рынок труда и заработная плата.  Капитал и процент. Ставка процента. Дисконтирование

 

 

                                      III. Макроэкономика.

 

Макроэкономика  исследует результаты функционирования национального хозяйства, используя отличные от микроэкономики методы и инструменты анализа.

Особенность макроэкономического анализа состоит в применении агрегированных экономических категорий.

Система национальных счетов - основной источник макроэкономической информации.

Условия общего равновесия в экономике макроэкономическое равновесие.

Характеристики экономического роста, условия и факторы экономического роста.

Циклический характер развития рыночной экономики. Закономерности и механизмы экономического цикла.

Роль труда (рынка труда) в рыночной экономике, занятость рабочей силы и явление безработицы.

Значение денежно-кредитной системы, сущность и функции денег, денежный рынок, особенности организации банковской системы, роль кредита. Роль рынка ценных бумаг и фондовой биржи.

Влияние финансовой системы и финансовой политики государства на экономическое развитие.

Инфляция, ее сущность и причины возникновения инфляции,  принципы антиинфляционной политики, взаимосвязь показателей инфляции и безработицы.

Роль государства в рыночной экономике, возможности государственного регулирования и инструменты воздействия государства на экономику.

 

                      IV. История экономических учений.

 

Основные этапы развития экономической мысли.

Экономические воззрения древнего мира и средневековья.

Первые школы экономической теории (меркантилизм, физиократы). Классическая школа политической экономии

(А. Смит, Д.Рикардо). Социалистическая экономическая мысль. Марксизм.

Развитие неоклассического направления. Маржинализм. Австрийская школа.

Кейнсианство. Институционализм. Монетаризм.

Развитие экономической науки в России.

Современная экономическая мысль.

                     

 

           

                                              Литература

 

Экономическая теория. Учебник. Под ред. Камаева В.Д. М., 2003.

Экономическая теория. Учебник. Под ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. М.,2003.

Курс экономической теории. Учебник. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.

Изд-во АСА, 2003.

Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. М., 2003.

Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. М., 2003.

Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 2004.

Самуэльсон П., Нордхауз.  Экономика. Изд-во Вильямс , 2001.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 2002.

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М., 1999.

Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. 200

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М., 1996.

Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. Ростов н/Д., 1999.

Автономов, Ананьина, Макашев. История экономических учений. М., 2003.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.   

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.

Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993

Милль Дж. С. Основы политической экономии. М., 1980.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.      

 

 

Темы для работ

(первый семестр)

 

1. Общие условия экономического развития. Потребности общества и возможности их удовлетворения. Экономические ресурсы и их ограниченность.

2. Ограниченность экономических ресурсов и основная проблема экономический науки.

3. Рыночная экономика как экономическая система.

4. Предпосылки возникновения рыночной экономики и ее основные черты как формы организации хозяйства.

5. Собственность, формы собственности, значение частной собственности для рыночной организации хозяйства.

6. Кругооборот благ и доходов в рыночной экономике.

7. Цены и конкуренция в рыночной экономике.

8. . Спрос на товар и характеристики спроса (закон спроса, кривая спроса, факторы изменения спроса).

9. Предложение товара и характеристики предложения (закон предложения, кривая предложения, факторы изменения предложения).

10. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.

11.Эластичность спроса и эластичность предложения. Характеристики эластичности.

12. Основные понятия теории поведения потребителей.

13. Принципы определения равновесного положения потребителя и максимизация полезности.

14. Анализ предпочтений потребителя с использованием кривых безразличия. Условия максимизации уровня удовлетворения потребностей потребителя.

15. Теория производства и производственная функция (основные понятия и приемы анализа).

16. Факторы производства и замещаемость факторов производства.

17. Поведение фирмы в краткосрочном периоде; средний продукт, предельный продукт.

18. Поведение фирмы в долгосрочном периоде; анализ замещаемости факторов производства, влияние эффекта масштаба.

19. Издержки производства и виды издержек.

20. Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Взаимосвязь изменения средних и предельных издержек. Кривые издержек.

21. Издержки фирмы в долгосрочном периоде и условия минимизации издержек.

22. Эффект масштаба производства. Кривые долгосрочных издержек.

23. Взаимосвязь краткосрочных и долгосрочных издержек.

24. Прибыль и максимизация прибыли фирмой на конкурентном рынке.

25. Состояние равновесия фирмы на рынке совершенной конкуренции.

26. Типы рыночных структур несовершенной конкуренции.

27. Характеристика и свойства отдельных типов рыночных структур несовершенной конкуренции.

 

                                          

Темы курсовых работ.

 

Спрос, предложение и рыночное равновесие.

 

Основные понятия и закономерности теории поведения потребителей.

 

Два подхода в теории поведения потребителей и их сопоставление.

 

Предпринимательство и предприятия (фирмы). Сопоставление основных организационно-правовых форм предпринимательства.

 

Конкуренция и ее значение в рыночной системе. Фирма в условиях совершенной конкуренции.

 

Формы ограничения конкуренции в рыночной системе. Фирма в некоторых рыночных структурах несовершенной конкуренции.

 

Производственная функция в теории фирмы  и свойства основных характеристик использования  факторов производства.

 

Факторы производства и анализ изменения их производительности в краткосрочно и долгосрочном периодах.

 

Измерение и анализ издержек производства в краткосрочном  и долгосрочном периодах.

 

Условия равновесия фирмы на конкурентном рынке.

 

Основные виды рыночных структур и их сравнительная характеристика.

 

Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Поведение фирмы на рынке несовершенной конкуренции (монополия, монополистическая конкуренция  или олигополия).

 

Монополия как форма рыночной структуры несовершенной конкуренции  и поведение фирмы-монополиста.

 

 Монополия и показатели монопольной власти.

 

Монополистическая конкуренция и способы формирования цен.

 

Олигополия как форма рыночной структуры несовершенной конкуренции.

 

Поведение фирм в условиях олигополии.

 

Рынки факторов производства и установление цен на факторы производства.

 

 

 

 

 

                             Пояснения к темам курсовых работ.

 

Спрос, предложение и рыночное равновесие.

 

Основные понятия и закономерности теории поведения потребителей.

 

Два подхода в теории поведения потребителей и их сопоставление.

(Количественный (кардиналистский) подход и порядковый  (ординалистский) в определении полезности благ.)

 

Предпринимательство и предприятия (фирмы). Сопоставление основных организационно-правовых форм предпринимательства.

(Включая характеристику особенностей  деятельности предприятий (предпринимательства) в условиях различных рыночных структур.)

 

Конкуренция и ее значение в рыночной системе. Фирма в условиях совершенной конкуренции.

Формы ограничения конкуренции в рыночной системе. Фирма в некоторых рыночных структурах несовершенной конкуренции.

 

Производственная функция в теории фирмы  и свойства основных характеристик использования  факторов производства.

 

Факторы производства и анализ изменения их производительности в краткосрочно и долгосрочном периодах.

 

Измерение и анализ издержек производства в краткосрочном  и долгосрочном периодах.

 

Условия равновесия фирмы на конкурентном рынке.

 

Основные виды рыночных структур и их сравнительная характеристика.

 

Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Поведение фирмы на рынке несовершенной конкуренции (монополия, монополистическая конкуренция  или олигополия).

 

 Монополия как форма рыночной структуры несовершенной конкуренции  и поведение фирмы-монополиста.

 

 Монополия и показатели монопольной власти.

 (Например, показатели  Лернера, Герфиндаля.)

 

Монополистическая конкуренция и способы формирования цен.

(Использование ценовой диверсификации  (дискриминации).)

 

Олигополия как форма рыночной структуры несовершенной конкуренции.

 

Поведение фирм в условиях олигополии.

(Модели равновесия, способы взаимодействия фирм.)

 

Рынки факторов производства и установление цен на факторы производства.

 

 

Вспомогательный  материал к курсовым  работам.

 

Спрос, предложение и рыночное равновесие.

 

Основные понятия и закономерности теории поведения потребителей.

Два подхода в теории поведения потребителей и их сопоставление.

(Количественный (кардиналистский) подход и порядковый  (ординалистский) в определении полезности благ.)   (Спб с.5.) 

 

Предпринимательство и предприятия (фирмы). Сопоставление основных организационно-правовых форм предпринимательства.

(Включая характеристику особенностей  деятельности предприятий (предпринимательства) в условиях различных рыночных структур.)

 

Конкуренция и ее значение в рыночной системе. Фирма в условиях совершенной конкуренции.

Формы ограничения конкуренции в рыночной системе. Фирма в некоторых рыночных структурах несовершенной конкуренции.

 

Производственная функция в теории фирмы  и свойства основных характеристик использования  факторов производства.

 

Факторы производства и анализ изменения их производительности в краткосрочно и долгосрочном периодах.

Измерение и анализ издержек производства в краткосрочном  и долгосрочном периодах.

 

Условия равновесия фирмы на конкурентном рынке.

(Это отдельно рассм-сь на л. Для кр-сроч  и долгосроч периодов. 5.02. и   6.02.)

 

Основные виды рыночных структур и их сравнительная характеристика.

 

Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Поведение фирмы на рынке несовершенной конкуренции (монополия, монополистическая конкуренция  или олигополия).

 

 Монополия как форма рыночной структуры несовершенной конкуренции  и поведение фирмы-монополиста.

 

 Монополия и показатели (монопольной власти.

 (Показатели  Лернера, Герфиндаля. _ У Нуреева на с. 232: индекс Херфиндаля-Хиршмана.)    (Рыночной  власти - в Спб с.22,  то же в Пинд. С. 319)

 

Монополистическая конкуренция и способы формирования цен.

(Использование ценовой диверсификации  (дискриминации).)

 

Олигополия как форма рыночной структуры несовершенной конкуренции.

 

Поведение фирм в условиях олигополии.

(Модели равновесия, способы взаимодействия фирм.)

 

Рынки факторов производства и установление цен на факторы производства.

         

 

 

 

Вопросы по курсу экономической теории (первый семестр).

 

1.Потребности общества и возможности их удовлетворения.

2.. Понятие об экономических ресурсах (факторах производства.)

3.Свойства экономических ресурсов.

4. Основная проблема экономической науки.

5. Кривая производственных возможностей.

6. Виды экономических систем и рыночная экономика.

7. Причины возникновения рыночной системы.

8. Основные черты рыночной экономики.

9. Значение частной собственности в рыночной системе.       

10. Функции рынка.

11. Кругооборот благ и доходов.

12. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.

13. Цены и конкуренция в рыночной экономике.

14. Государство и рыночная экономика.

15. Закон спроса и кривая спроса.

16. Факторы изменения спроса и поведение кривой спроса.

17. Закон предложения и кривая предложения.

18. Факторы изменения предложения и кривая предложения.

19. Рыночное равновесие спроса и предложения.

20. Равновесная цена и ее установление.

21.Эластичность спроса и характеристики эластичности.

22. Эластичность предложения и характеристики эластичности.

23. Понятие полезности в теории поведения потребителей.

24. Предельная полезность, свойства предельной полезности.

25. Условия достижения потребителем максимальной полезности.

26. Кривые безразличия и их применение в теории поведения потребителей.

27. Предельная норма замещения.

28. Бюджетное ограничение и карта кривых безразличия

29. Условия достижения максимального уровня удовлетворения потребностей.

30. Формирование кривой спроса индивидуального потребителя.

31. Кривые спроса для товаров различных типов.

32. Построение кривой рыночного спроса.

33. Эффект дохода и эффект замещения.

34. Предприятие  в рыночной экономике и основные организационно-правовые  формы

      предпринимательства.

35. Использование фирмой факторов производства и понятие производственной функции.

36. Понятия среднего продукта и предельного продукта фирмы.

37. Особенности изменения производственных факторов и объемов производства в краткосрочном 

      периоде и в долгосрочном периоде.

38. Закон убывающей отдачи фактора производства.

39. Изменения среднего и предельного продуктов в краткосрочном периоде.

40. Замещаемость факторов производства, изокванты.

41. Предельная норма технологического замещения и ее свойства.

42. Эффект масштаба.

43. Издержки производства, экономические издержки и бухгалтерские издержки.

44. Издержки производства, общие издержки, постоянные и переменные издержки.

45. Изменения средних и предельных издержек фирмы в краткосрочном периоде.

46. Кривые издержек фирмы в краткосрочном периоде.

47. Издержки фирмы в краткосрочном периоде и затраты факторов производства.

48. Издержки фирмы в долгосрочном периоде и понятие изокосты.

49 Минимизация издержек при заданном объеме выпуска (выбор факторов производства).

50. Эффект масштаба производства и кривые издержек в долгосрочном периоде.

51. Прибыль и характеристики дохода(выручки) фирмы.

52. Условия максимизации прибыли в краткосрочном периоде..

53. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде..          

54. Условия равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

 

 

Вопросы к экзамену по экономической теории.(2 семестр)

 

1.Особенности макроэкономического подхода к анализу хозяйства и

   проблемы макроэкономики.

2.Основные задачи макроэкономики, макроэкономические показатели и

методы анализа.

3.Модель кругооборота продуктов и доходов, секторы экономики и рынки.

4.Валовой внутренний продукт основной показатель результатов

экономической деятельности.

5.Понятие о системе национальных счетов и принципы ее использования для

определения валового внутреннего продукта.

6.Построение основных счетов в системе национальных счетов

характеристика их использования.

7.Макроэкономические показатели, определяемые с помощью системы

национальных счетов.

8.Совокупный спрос и элементы совокупного спроса. Кривая совокупного

спроса и факторы, определяющие ее поведение (свойства).

9.Краткосрочные и долгосрочные периоды в макроэкономике.

10.Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения в модели

AD-AS.

11.Использование  модели  AD-AS  для анализа состояния экономики в

условиях полной и неполной занятости ресурсов.

12.Потребление и сбережение в национальной экономике.

13.Факторы, влияющие на распределение располагаемого дохода на

потребление и сбережения.

14.Понятия склонности к потреблению и склонности к сбережению.

15.Пропорции распределения дохода и функции потребления и сбережения.

16.Анализ состояния экономики в краткосрочном и долгосрочном периоде с

помощью модели доходы-расходы.

17.Мультипликативный эффект в экономике. Мультипликатор и его

количественное представление. Парадокс бережливости.

18.Деньги, функции денег, основные элементы денежно-кредитной системы.

19.Денежная масса, способы оценки денежной массы с помощью денежных

агрегатов.

20.Банки и принципы создания денег банковской системой. Банковский

мультипликатор.

21.Денежный рынок. Предложение денег, спрос на деньги и равновесие на

денежном рынке.

22.Основные направления государственной экономической политики.

23.Бюджетно-финансовая политика. Средства дискреционной и

недискреционной политики.

24.Кредитно-денежная политика и соответствующие методы  и

инструменты.

25.Цикличность экономического развития и экономические циклы. Виды

экономических циклов.

26.Фазы экономического цикла, изменения основных макроэкономических

показателей на протяжении цикла и их влияние на состояние экономики.

27.Занятость рабочей силы и проблемы безработицы. Виды безработицы.

28.Неполная занятость рабочей силы и закон Оукена.

29.Безработица и ее причины. Взаимосвязь между безработицей и

инфляцией.

30.Взаимодействие товарного и денежного рынков. Влияние процентной

ставки на состояние рынков. Построение кривых  IS  и LM.

31.Равновесие на товарном и денежном рынках и модель IS  - LM.

32.Экономический рост и его представление в моделях Домара и Харрода.

33.Экономический рост и неоклассическая модель экономического роста

Солоу.  

34.Истоки экономической науки и ранние представления о проблемах

хозяйства.

35.Меркантилизм и его место в развитии экономической науки.

36.Представление о богатстве и его источниках у предшественников

классической школы политической экономии.

37.Основные положения экономического учения А.Смита.

38.Развитие положений экономической науки в работах представителей

классической школы (А.Смит, Д.Рикардо и другие).

39.Основные положения экономических учений критиков капитализма.

40.Возникновение и развитие маржиналистского направления в

экономической науке. Научные направления (школы) маржинализма.

41.Теория Кейнса и кейнсианство.

42.Использование и развитие кейнсианской теории и неоклассическое

направление.

 

 

 
Используются технологии uCoz